Вопрос
В июне 2014 г. учреждение заключило трудовой договор с С.С. В 2015 г. было обнаружено, что в трудовом договоре не определены условия труда на рабочем месте. Однако внести изменения в трудовой договор путем составления доп. соглашения к трудовому договору затруднительно, поскольку ни в 2010 г., ни в 2014 г. при проведении аттестации рабочих мест, аттестация рабочего места контроллера-билетера, занимаемого С.С. не проводилась. И неизвестно, вообще проводилась ли когда-нибудь аттестация рабочего места контроллера-билетера.
Вопрос: Что прописывать в доп. соглашении к трудовому договору со С.С. в условия рабочего места, если нет данных аттестации? В случае наличия старых данных об аттестации рабочего места контролера-билетера, допустим 2009 г. подойдут ли для прописывания в доп. соглашение к трудовому договору? Имеются ли иные выходы из сложившейся ситуации?
Ответ
Вы должны в кратчайшие сроки провести специальную оценку условий труда контроллера-билетера, и по результатам включить условия труда в дополнительное соглашение к трудовому договору. Результаты аттестации 2009 года не подойдут, т.к. являются старыми (прошло более пяти лет). Анализ положений Закона № 426-ФЗ позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Частью 1 ст. 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Абзацем 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
На основании ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Никаких других исключений Законом № 426-ФЗ не установлено.
Данные оценки за 2009 год не могут включаться в дополнительное соглашение.
Оценка условий труда должна быть проведена:
1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах — не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ);
2) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, не включенных в п. 1, п. 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, —
3) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. 1, п. 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, — в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:
а) рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список № 1 и Список № 2 и другие списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
б) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
«С января 2014 года вступил в силу порядок оценки условий труда на рабочих местах, который заменил ранее действовавшую систему аттестации рабочих мест. Во многом обе процедуры совпадают: работодателю также придется привлечь специальную организацию, которая вместе с представителями компании установит степень воздействия вредных и опасных факторов на работников. По общему правилу полученные результаты будут действительны в течение 5 лет, после чего процедуру придется повторить. Но если компания провела аттестацию рабочих мест
На поэтапную специальную оценку условий труда отводится 5 лет
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон
Ранее условия труда на рабочих местах оценивались на основании Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России
Теперь неясности сняты, так как Закон № 426- ФЗ достаточно четко устанавливает соответствующие сроки, включая сроки проведения оценки ранее не аттестованных рабочих мест (см. таблицу № 1 на стр. 40).
Можно выделить три вида специальной оценки труда: первоначальную, очередную и внеплановую.
Первоначальная оценка условий труда. В связи с вступлением в силу Закона № 426- ФЗ многие компании ожидает первичная оценка условий труда на рабочих местах по новым правилам. Ранее вредные факторы выявлялись аттестацией рабочих мест. Оценивать условия труда будет работодатель и специальная организация, отвечающая определенным требованиям, с которой работодатель должен заключить гражданско-правовойдоговор (ч. 2 ст. 8, ст. 19 Закона № 426- ФЗ).
Если организация провела аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, то оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426- ФЗ). Исключение составляют ситуации, перечисленные в ч. 1 ст. 17 указанного закона, когда условия труда нужно оценить внепланово, например, при введении в эксплуатацию нового рабочего места или после несчастного случая.
Оценивать условия труда сразу на всех рабочих местах в большинстве случаев не обязательно. Это можно сделать поэтапно: в первую очередь уделить внимание производственным подразделениям, а затем административно-управленческому персоналу. Такая возможность предусмотрена ч. 6 ст. 27 Закона № 426-
Впрочем, указанной нормой сделано исключение. Если сотрудник трудится во вредных или опасных условиях труда (по результатам ранее проведенной аттестации), либо его профессия включена в список работ, на которых пенсия назначается досрочно, то можно сделать вывод о том, что оценка должна проводиться сразу, без разбивки на этапы. Такое рабочее место подлежит оценке через 5 лет после аттестации.
На практике возможна ситуация, когда работодатель, несмотря на требование закона об обязательной аттестации рабочих мест, ее не провел (например, этому помешали финансовые трудности). В этом случае специальную оценку рабочих мест, созданных до 01.01.2014, можно проводить поэтапно до 2018 года.
Очередная оценка условий труда. Как и ранее, условия труда на рабочих местах, по общему правилу, нужно оценивать периодически, как минимум один раз в 5 лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426- ФЗ). Конечно, компания вправе организовывать проверку и чаще. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей специальной оценки условий труда. В силу ч. 3 ст. 8 Закона № 426- ФЗ полномочия по разработке методики ее проведения возложены на Минтруд России. Методика утверждена 24.01.2014.
Таблица № 1. Сроки проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест
Вид оценки/ дополнительные условия | Сроки проведения оценки | Сроки проведения аттестации |
Первоначальная | ||
Оценка проводится впервые* (аттестация ранее не проводилась) | Поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 | Не были установлены |
Оценка проводится впервые (аттестация ранее проводилась) | Через 5 лет со дня завершения аттестации | |
Очередная | ||
Очередная оценка (если первоначальная оценка выявила вредные и/или опасные факторы) | Не реже 1 раза в 5 лет | Не реже 1 раза в 5 лет |
Очередная оценка (если при первоначальной оценке не были выявлены вредные и опасные факторы) | Не проводится** | Не требовалась |
Внеплановая | ||
Проводится при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ | В течение 6 месяцев со дня наступления указанных случаев | Не позднее 1 года с момента создания нового рабочего места |
* Распространяется на рабочие места, существующие по состоянию на 01.01.2014.
** Отсутствие вредных и опасных факторов позволяет задекларировать условия труда как допустимые.
До проведения оценки работодателю нужно выполнить следующие подготовительные мероприятия (ст. 9 Закона № 426- ФЗ):
- создать комиссию. В ее состав можно включить любое количество членов, но их должно быть нечетное число. Конкретный состав комиссии и порядок ее деятельности утверждается приказом;
- утвердить перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться оценка условий труда, и график ее проведения. В перечне нужно отметить аналогичные рабочие места, то есть однотипные по условиям размещения в помещении выполняемым работниками функциям, и некоторым другим факторам. Определение таких рабочих мест приведено в ч. 6 ст. 9 Закона № 426- ФЗ.
Далее выполняется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Впрочем, в некоторых случаях она не требуется, например, если должность предполагает досрочное назначение пенсии (ч. 6 ст. 10 Закона № 426- ФЗ). Идентификация представляет собой процедуру, которая выявляет наличие на рабочем месте факторов, указанных в классификаторе как вредные и (или) опасные. Если идентификация выявила вредные или опасные производственные факторы, то их исследуют и измеряют в порядке, установленном ст. 12 Закона № 426- ФЗ.
По результатам оценки организация, которая ее проводила, составляет отчет. В него включаются сведения, определенные ст. 15 Закона № 426- ФЗ, например, перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, протоколы проведения исследований, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и др. Отчет подписывают все члены комиссии. После этого работодателю нужно ознакомить работников под роспись с результатами оценки и разместить сводные данные об этих результатах на официальном сайте (при наличии) в сети Интернет. На это отводится 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки (части 5, 6 ст. 15 Закона № 426- ФЗ).
Внеплановая оценка условий труда. Случаи, когда проводится внеплановая оценка условий труда, перечислены в ст. 17 Закона № 426-
- введено в эксплуатацию вновь организованное рабочее место;
- получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки. Его выдадут, если в ходе проверки вскроются нарушения требований Закона № 426- ФЗ ;
- заменено производственное оборудование, сменился состав используемых материалов или сырья либо изменились средства индивидуальной и коллективной защиты. Оценка нужна, если подобные изменения могут сказаться (положительно или отрицательно) на условиях труда работника;
- произошел несчастный случай на производстве или у работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц; в таком случае внеплановая оценка не требуется;
- внесено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.
Отдельно стоит отметить последнюю ситуацию. Из формулировки этого условия следует, что профсоюз должен обосновать свое предложение. Отметим, что ранее в силуп. 47 Порядка проведения аттестации профсоюз не обязан был обосновывать свое обращение к работодателю.
Вместе с тем не ясно, какие причины послужат достаточным основанием для проведения внеплановой оценки, и как работодатель сможет определить, является ли предложение профсоюза мотивированным. При этом предложения могут выдвигать любые первичные профсоюзные организации независимо от количества их участников. Очевидно, что указанные широкие права профсоюза могут привести к злоупотреблениям с его стороны и, как следствие, серьезным затруднениям в деятельности предприятия и дополнительным затратам со стороны работодателя.
В то же время стороны не лишены возможности самостоятельно определить порядок действий в случае возникновения подобной ситуации. Чтобы минимизировать разногласия по указанным вопросам, детализированный порядок подачи мотивированного предложения можно включить, например, в коллективный договор.
Офисные рабочие места можно оценить по упрощенной системе
Несмотря на то, что специальная оценка условий труда — это целый комплекс мероприятий, в некоторых случаях количество процедур можно сократить и, как следствие, минимизировать свои затраты. А иногда оценка не проводится совсем.
В частности, организация освобождается от специальной оценки условий труда, если сотрудник выполняет работу на дому или на условиях дистанционной работы (ч. 3 ст. 3 Закона № 426- ФЗ). Более того, не подлежат оценке условия труда на всех рабочих местах работодателя — физического лица, который не является индивидуальным предпринимателем.
Подобное послабление вполне логичное и объясняется объективными сложностями по проведению оценки в отношении таких категорий работников и работодателей, а также отсутствием практических возможностей у государства контролировать соблюдение требований по оценке.
Несмотря на эту норму, для большинства офисных компаний ничего не изменилось. Аттестацию, как и прежде, приходилось проводить на рабочих местах бухгалтеров, кадровых работников, секретарей, администраторов, редакторов и корректоров, чьи обязанности, на первый взгляд, не связаны с вредной работой. На эту необходимость неоднократно указывал Минтруд России в своих письмах (
В Законе № 426- ФЗ для офисных рабочих мест не сделано исключений. Тем не менее есть вероятность, что на таких местах работодателю все-таки удастся сэкономить и не проводить дорогостоящих измерений и исследований. Это возможно в силу снижения требований к таким факторам рабочей среды, как, например, неионизирующее излучение.
Если вредных и (или) опасных факторов не будет выявлено, то оценка условий труда заканчивается декларированием соответствия условий нормативам. А это значит, что не потребуется проводить затратные исследования и изменения. Стоит ли говорить, насколько это выгодно работодателю. При этом условия труда будут считаться допустимыми, то есть с минимальным влиянием таких факторов на работника. Отметим, что ранее, при проведении аттестации аналогов декларирования не было. Подобное условие можно без сомнения считать выгодным для работодателя.
Чтобы работодатель мог задекларировать условия труда на определенном рабочем месте как допустимые, ему нужно выполнить следующие действия.
Во-первых, провести идентификацию. Для этого сверяются факторы производственной среды и трудового процесса на рабочем месте с теми, которые указаны в классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок идентификации, а также условия, при которых она не проводится, закреплены в ст. 10Закона № 426- ФЗ.
Если вредные и (или) опасные факторы обнаружатся, то придется организовать исследования и измерения. В этом случае декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда невозможно.
Во-вторых, подать в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426- ФЗ).
Реализовать такую возможность компании смогут на основании утверждаемых Минтрудом России классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, а также формы и порядка подачи декларации соответствия.
Срок действия декларации — 5 лет. Исчисляется он со дня утверждения отчета о проведении оценки (ч. 4 ст. 11 Закона № 426- ФЗ). В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет, но некоторые обстоятельства могут этому помешать. Действие декларации прекратится, если:
а) с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия нормативам, произошел несчастный случай на производстве. Отметим, что действие декларации прекратится даже если такой случай произойдет не по вине компании, а из-за небрежного поведения самого сотрудника, (например, случайное падение и получение повреждения из-за невнимательности). В тоже время декларация останется в силе, если несчастный случай на производстве произойдет по вине третьих лиц;
Читать три дня бесплатно
«Трудовые споры» — журнал о профилактике и способах разрешения трудовых конфликтов. Наш козырь — пошаговые инструкции, наглядные схемы, таблицы и образцы документов для кадровиков . В них ответы на все вопросы: от «как оформить», до «а что будет, если» и «на сколько оштрафуют за». На три дня в вашем распоряжении окажется не только свежий номер, но и архив журнала. С такой базой вы решите любую рабочую проблему.
Получить доступ