• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Работникам с вредными условиями труда установлена 36 часовая рабочая неделя, а на предприятии установлена 40 часовая рабочая неделя, как должны оплачиваться эти 4 часа

Работникам с вредными условиями труда установлена 36 часовая рабочая неделя, а на предприятии установлена 40 часовая рабочая неделя, как должны оплачиваться эти 4 часа

38

Вопрос

Работникам с вредными условиями труда установлена 36 часовая рабочая неделя, а на предприятии установлена 40 часовая рабочая неделя, как должны оплачиваться эти 4 часа? Согласно ст. 92 ТК РФ, на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в «абзаце пятом части первой» настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.(часть третья введена Федеральным «законом» от 28.12.2013 N 421-ФЗ). Не совсем понятно, один пункт указывает на обязательность предоставления 36 часовой недели, другим абзацем предписывается допустимость 40 часовой недели с письменного согласия работника. Каким должно быть это согласие? Что собой должно представлять это отраслевое (межотраслевое) соглашение? Что должно быть прописано в коллективном договоре относительно данного вопроса? Что должно содержать дополнительное соглашение к трудовому договору? Компенсация должна быть не менее какого размера?

Ответ

сообщаем следующее: Норма ч. 3 ст. 92 ТК РФ является специальной по отношению к абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ. В общем случае работник с вредными условиями труда должен работать только 36 часов, получая столько же, сколько и до установления сокращенной продолжительности рабочего времени.

Организация, может увеличить продолжительность рабочего времени до 40 часов в неделю в том случае, если:

1) она присоединилась к отраслевому (межотраслевому) соглашению;

2) имеется коллективный договор;

3) работник согласен подписать дополнительное соглашение к трудовому договору.

За увеличение времени работы сотруднику полагается денежная компенсация. Если работодатель не присоединился к отраслевому соглашению (направил мотивированный отказ) и в организации нет коллективного договора, то он автоматически лишается права на замену сокращенного рабочего времени денежной компенсацией.

В коллективном договоре должны быть указаны конкретные размеры денежной компенсации при увеличении рабочего времени, либо быть ссылки на локальные нормативные акты, в которых установлены эти надбавки. Минимальный размер компенсаций в законодательстве не установлен.

Понятие отраслевого (межотраслевого) соглашения определено ч. 8 ст. 45 ТК Р. Ф. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Соглашения заключаются полномочными представителями работодателей и работников на всех уровнях социального партнерства. В соответствии со ст. 26 ТК РФ на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). Взаимоотношения сторон на отраслевом (межотраслевом) уровне носят двусторонний характер и выражаются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли (отраслях). В соответствии со ст. 46 ТК РФ содержание и структура отраслевого (межотраслевого) соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Указанная статья содержит примерный перечень вопросов, которые могут найти отражение в соглашении. Отраслевыми соглашениями, как правило, определяются размеры отраслевого минимума оплаты труда, порядок индексации заработной платы, направления и формы повышения социальной защищенности работников в дополнение к гарантиям, установленным законодательством. Статья 48 ТК РФ определяет сроки действия соглашений и круг лиц, в отношении которых оно действует. При этом, принимая во внимание такой принцип социального партнерства, как добровольность принятия на себя обязательств сторонами, закрепленный ст. 24 ТК РФ, законодатель в ч. 8 ст. 48 ТК РФ предусмотрел механизм отказа от присоединения к соглашению организаций, не являющихся членами объединения работодателей, заключивших данное соглашение.

Можете ознакомиться с Отраслевым соглашением по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту на 2013−2015 годы (ссылка).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест. Плюсы и минусы новых правил

«С января 2014 года вступил в силу порядок оценки условий труда на рабочих местах, который заменил ранее действовавшую систему аттестации рабочих мест. Во многом обе процедуры совпадают: работодателю также придется привлечь специальную организацию, которая вместе с представителями компании установит степень воздействия вредных и опасных факторов на работников. По общему правилу полученные результаты будут действительны в течение 5 лет, после чего процедуру придется повторить. Но если компания провела аттестацию рабочих мест до 31.12.2013 (включительно), то при прочих равных оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации. Поскольку все эти мероприятия платные и осуществляются за счет работодателя, то очевидно, что компания заинтересована провести их с минимальными затратами, особенно в отношении тех рабочих мест, где вредные или опасные факторы на сотрудников не воздействуют. Речь идет об офисных рабочих местах. Новый закон формально такую возможность дает. Он предусматривает процедуру идентификации, в рамках которой сравниваются условия работы в компании с перечнем опасных и вредных факторов, который утвержден Минтрудом России. Если такие факторы не будут выявлены, то компания сможет подать декларацию соответствия рабочего места государственным нормативным требованиям. Это существенно сэкономит деньги и время. Если же вредные и (или) опасные факторы в компании есть, то после дополнительных исследований и (или) измерений работникам нужно установить и повышенную зарплату, и (или) дополнительный отпуск, и (или) сокращенный рабочий день. Все три вида компенсаций предоставляются работникам, занятым на опасных работах, и тем, у кого повышенные классы вредности. Отметим, что если компания будет проводить оценку в будущем, то за работниками все равно сохраняются компенсации, установленные после ранее проведенной аттестации рабочих мест, если размеры таких компенсаций выше, чем полагается по результатам оценки.

На поэтапную специальную оценку условий труда отводится 5 лет

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426- ФЗ).

Ранее условия труда на рабочих местах оценивались на основании Порядкапроведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее — Порядок проведения аттестации). И при реализации данного Порядка работодатели на практике нередко сталкивались со сложностями при определении сроков ее проведения.

Теперь неясности сняты, так как Закон № 426- ФЗ достаточно четко устанавливает соответствующие сроки, включая сроки проведения оценки ранее не аттестованных рабочих мест (см. таблицу № 1 на стр. 40).

Можно выделить три вида специальной оценки труда: первоначальную, очередную и внеплановую.

Первоначальная оценка условий труда. В связи с вступлением в силу Закона № 426- ФЗ многие компании ожидает первичная оценка условий труда на рабочих местах по новым правилам. Ранее вредные факторы выявлялись аттестацией рабочих мест. Оценивать условия труда будет работодатель и специальная организация, отвечающая определенным требованиям, с которой работодатель должен заключить гражданско-правовойдоговор (ч. 2 ст. 8, ст. 19 Закона № 426- ФЗ).

Если организация провела аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, то оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426- ФЗ). Исключение составляют ситуации, перечисленные в ч. 1 ст. 17 указанного закона, когда условия труда нужно оценить внепланово, например, при введении в эксплуатацию нового рабочего места или после несчастного случая.

Оценивать условия труда сразу на всех рабочих местах в большинстве случаев не обязательно. Это можно сделать поэтапно: в первую очередь уделить внимание производственным подразделениям, а затем административно-управленческому персоналу. Такая возможность предусмотрена ч. 6 ст. 27 Закона № 426- Ф. З. Главное — уложиться в срок до 31 декабря 2018 года.

Впрочем, указанной нормой сделано исключение. Если сотрудник трудится во вредных или опасных условиях труда (по результатам ранее проведенной аттестации), либо его профессия включена в список работ, на которых пенсия назначается досрочно, то можно сделать вывод о том, что оценка должна проводиться сразу, без разбивки на этапы. Такое рабочее место подлежит оценке через 5 лет после аттестации.

На практике возможна ситуация, когда работодатель, несмотря на требование закона об обязательной аттестации рабочих мест, ее не провел (например, этому помешали финансовые трудности). В этом случае специальную оценку рабочих мест, созданных до 01.01.2014, можно проводить поэтапно до 2018 года.

Очередная оценка условий труда. Как и ранее, условия труда на рабочих местах, по общему правилу, нужно оценивать периодически, как минимум один раз в 5 лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426- ФЗ). Конечно, компания вправе организовывать проверку и чаще. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей специальной оценки условий труда. В силу ч. 3 ст. 8 Закона № 426- ФЗ полномочия по разработке методики ее проведения возложены на Минтруд России. Методика утверждена 24.01.2014.

Таблица № 1. Сроки проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест

Вид оценки/ дополнительные условия Сроки проведения оценки Сроки проведения аттестации
Первоначальная
Оценка проводится впервые* (аттестация ранее не проводилась) Поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 Не были установлены
Оценка проводится впервые (аттестация ранее проводилась) Через 5 лет со дня завершения аттестации
Очередная
Очередная оценка (если первоначальная оценка выявила вредные и/или опасные факторы) Не реже 1 раза в 5 лет Не реже 1 раза в 5 лет
Очередная оценка (если при первоначальной оценке не были выявлены вредные и опасные факторы) Не проводится** Не требовалась
Внеплановая
Проводится при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ В течение 6 месяцев со дня наступления указанных случаев Не позднее 1 года с момента создания нового рабочего места

* Распространяется на рабочие места, существующие по состоянию на 01.01.2014.
** Отсутствие вредных и опасных факторов позволяет задекларировать условия труда как допустимые.

До проведения оценки работодателю нужно выполнить следующие подготовительные мероприятия (ст. 9 Закона № 426- ФЗ):

  • создать комиссию. В ее состав можно включить любое количество членов, но их должно быть нечетное число. Конкретный состав комиссии и порядок ее деятельности утверждается приказом;
  • утвердить перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться оценка условий труда, и график ее проведения. В перечне нужно отметить аналогичные рабочие места, то есть однотипные по условиям размещения в помещении выполняемым работниками функциям, и некоторым другим факторам. Определение таких рабочих мест приведено в ч. 6 ст. 9 Закона № 426- ФЗ.

Далее выполняется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Впрочем, в некоторых случаях она не требуется, например, если должность предполагает досрочное назначение пенсии (ч. 6 ст. 10 Закона № 426- ФЗ). Идентификация представляет собой процедуру, которая выявляет наличие на рабочем месте факторов, указанных в классификаторе как вредные и (или) опасные. Если идентификация выявила вредные или опасные производственные факторы, то их исследуют и измеряют в порядке, установленном ст. 12 Закона № 426- ФЗ.

По результатам оценки организация, которая ее проводила, составляет отчет. В него включаются сведения, определенные ст. 15 Закона № 426- ФЗ, например, перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, протоколы проведения исследований, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и др. Отчет подписывают все члены комиссии. После этого работодателю нужно ознакомить работников под роспись с результатами оценки и разместить сводные данные об этих результатах на официальном сайте (при наличии) в сети Интернет. На это отводится 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки (части 5, 6 ст. 15 Закона № 426- ФЗ).

Внеплановая оценка условий труда. Случаи, когда проводится внеплановая оценка условий труда, перечислены в ст. 17 Закона № 426- Ф. З. Необходимые мероприятия проводятся в течение 6 месяцев со дня наступления любого случая из указанной нормы. Внеплановая оценка потребуется, если:

  • введено в эксплуатацию вновь организованное рабочее место;
  • получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки. Его выдадут, если в ходе проверки вскроются нарушения требований Закона № 426- ФЗ ;
  • заменено производственное оборудование, сменился состав используемых материалов или сырья либо изменились средства индивидуальной и коллективной защиты. Оценка нужна, если подобные изменения могут сказаться (положительно или отрицательно) на условиях труда работника;
  • произошел несчастный случай на производстве или у работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц; в таком случае внеплановая оценка не требуется;
  • внесено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.

Отдельно стоит отметить последнюю ситуацию. Из формулировки этого условия следует, что профсоюз должен обосновать свое предложение. Отметим, что ранее в силуп. 47 Порядка проведения аттестации профсоюз не обязан был обосновывать свое обращение к работодателю.

Вместе с тем не ясно, какие причины послужат достаточным основанием для проведения внеплановой оценки, и как работодатель сможет определить, является ли предложение профсоюза мотивированным. При этом предложения могут выдвигать любые первичные профсоюзные организации независимо от количества их участников. Очевидно, что указанные широкие права профсоюза могут привести к злоупотреблениям с его стороны и, как следствие, серьезным затруднениям в деятельности предприятия и дополнительным затратам со стороны работодателя.

В то же время стороны не лишены возможности самостоятельно определить порядок действий в случае возникновения подобной ситуации. Чтобы минимизировать разногласия по указанным вопросам, детализированный порядок подачи мотивированного предложения можно включить, например, в коллективный договор.

Офисные рабочие места можно оценить по упрощенной системе

Несмотря на то, что специальная оценка условий труда — это целый комплекс мероприятий, в некоторых случаях количество процедур можно сократить и, как следствие, минимизировать свои затраты. А иногда оценка не проводится совсем.

В частности, организация освобождается от специальной оценки условий труда, если сотрудник выполняет работу на дому или на условиях дистанционной работы (ч. 3 ст. 3 Закона № 426- ФЗ). Более того, не подлежат оценке условия труда на всех рабочих местах работодателя — физического лица, который не является индивидуальным предпринимателем.

Подобное послабление вполне логичное и объясняется объективными сложностями по проведению оценки в отношении таких категорий работников и работодателей, а также отсутствием практических возможностей у государства контролировать соблюдение требований по оценке.

До 01.01.2014 компания также могла не аттестовывать отдельные рабочие места (п. 4 Порядка проведения аттестации). Такое исключение было сделано для случаев, когда работник исключительно трудился за компьютером и (или) эксплуатировал офисную технику, в частности копировальный аппарат, либо использовал бытовую технику, не задействованную в технологическом процессе производства.

Несмотря на эту норму, для большинства офисных компаний ничего не изменилось. Аттестацию, как и прежде, приходилось проводить на рабочих местах бухгалтеров, кадровых работников, секретарей, администраторов, редакторов и корректоров, чьи обязанности, на первый взгляд, не связаны с вредной работой. На эту необходимость неоднократно указывал Минтруд России в своих письмах (от 01.03.2013 № 15−1/3012126−117, от 08.04.2013 № 15−1-859). Чиновники поясняли, что поскольку работа за компьютером более 50% рабочего времени означает обязательный медицинский осмотр, то и аттестация такого рабочего места нужна. В качестве основания приводилиподп. «а» п. 8 Порядка проведения аттестации, п. 3.2.2.4 Перечня (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н).

В Законе № 426- ФЗ для офисных рабочих мест не сделано исключений. Тем не менее есть вероятность, что на таких местах работодателю все-таки удастся сэкономить и не проводить дорогостоящих измерений и исследований. Это возможно в силу снижения требований к таким факторам рабочей среды, как, например, неионизирующее излучение.

Если вредных и (или) опасных факторов не будет выявлено, то оценка условий труда заканчивается декларированием соответствия условий нормативам. А это значит, что не потребуется проводить затратные исследования и изменения. Стоит ли говорить, насколько это выгодно работодателю. При этом условия труда будут считаться допустимыми, то есть с минимальным влиянием таких факторов на работника. Отметим, что ранее, при проведении аттестации аналогов декларирования не было. Подобное условие можно без сомнения считать выгодным для работодателя.

Чтобы работодатель мог задекларировать условия труда на определенном рабочем месте как допустимые, ему нужно выполнить следующие действия.

Во-первых, провести идентификацию. Для этого сверяются факторы производственной среды и трудового процесса на рабочем месте с теми, которые указаны в классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок идентификации, а также условия, при которых она не проводится, закреплены в ст. 10Закона № 426- ФЗ.

Если вредные и (или) опасные факторы обнаружатся, то придется организовать исследования и измерения. В этом случае декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда невозможно.

Во-вторых, подать в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426- ФЗ).

Реализовать такую возможность компании смогут на основании утверждаемых Минтрудом России классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, а также формы и порядка подачи декларации соответствия.

Срок действия декларации — 5 лет. Исчисляется он со дня утверждения отчета о проведении оценки (ч. 4 ст. 11 Закона № 426- ФЗ). В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет, но некоторые обстоятельства могут этому помешать. Действие декларации прекратится, если:

а) с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия нормативам, произошел несчастный случай на производстве. Отметим, что действие декларации прекратится даже если такой случай произойдет не по вине компании, а из-за небрежного поведения самого сотрудника, (например, случайное падение и получение повреждения из-за невнимательности). В тоже время декларация останется в силе, если несчастный случай на производстве произойдет по вине третьи

Читать три дня бесплатно

«Трудовые споры» — журнал о профилактике и способах разрешения трудовых конфликтов. Наш козырь — пошаговые инструкции, наглядные схемы, таблицы и образцы документов для кадровиков . В них ответы на все вопросы: от «как оформить», до «а что будет, если» и «на сколько оштрафуют за». На три дня в вашем распоряжении окажется не только свежий номер, но и архив журнала с 2008 года. С такой базой вы решите любую рабочую проблему.

Получить
Скоро в журнале «Трудовые споры»
    Узнать больше
    Ваша персональная подборка

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2017

      Журнал «Трудовые споры» –
      практика разрешения трудовых конфликтов
      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62250 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Ваше чтение!

      Это профессиональный сайт для юристов и кадровиков, которые решают трудовые конфликты. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль