Уведомление о прибытии иностранного гражданина

135

Вопрос

Организация, как принимающая сторона гражданина Республики Беларусь, при заключении с ним трудового договора на неопределенный срок, направила в ФМС через почтовое отделение Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее — Уведомление). С 2010 года, ввиду продолжения срока действия трудовых договоров, по требованию ФМС, данные Уведомления направлялись на срок до трех месяцев, в последующем до одного года с даты прибытия на территорию РФ на всех работающих граждан Р. Б.

Затем опять на срок до трех месяцев и до одного года. Чаще всего Уведомления направлялись через почтовые отделения (такая возможность предусмотрена пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства Р. Ф. от 15 января 2007 г. № 9).Срок временного пребывания граждан республики Беларусь (как и Казахстана, Армении) определяется сроком действия их трудового договора. Такой порядок установлен пунктами 5−6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. 

Вопрос. Должна ли организация, как принимающая сторона, запрашивать разрешение о продлении срока временного пребывания граждан Республики Беларусь (Казахстана, Армении), каким образом это необходимо осуществлять и в какие сроки? Или достаточно направления в ФМС УведомленийКакие действия необходимо предпринимать в аналогичных случаях с гражданами Украины, получившими временное убежище на территории РФ?

Ответ

 Нет, организация не должна запрашивать разрешение о продлении срока временного пребывания граждан Республики Беларусь (Казахстана, Армении). Данный срок продляется при направлении уведомления о постановке на миграционный учет. Общий порядок постановки на миграционный учет и направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Р. Ф. от 15.01.20079. Детальный порядок прописан в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 29.08.2013364.

Граждане Республик Беларусь, Казахстан и Армения, прибывшие в Россию для осуществления трудовой деятельности, освобождаются от обязанности регистрации в органах миграционного учета в течение 30 суток с даты въезда (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС). В случае их пребывания в России свыше 30 суток работодатель обязан уведомить органы миграционного учета о прибытии таких граждан. Данный вывод следует из абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС и ч. 2, ч. 3 ст. 7, ч. 1, ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ.

Максимальный срок временного пребывания (проживания) на территории России трудящегося-мигранта, который является гражданином любой из названных республик, определяется сроком действия его трудового (гражданско-правового) договора (п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Трудовой договор может быть бессрочным, а при наличии обстоятельств, указанных в ст. 59 ТК РФ, — срочным, т. е. заключенным на определенный срок.

Что касается миграционного учета беженцев и лиц, получивших временное убежище в РФ, ни Федеральный закон от 18.07.2006109-ФЗ, ни утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 15.01.20079 Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ не устанавливают какого-либо специального режима учета по месту пребывания в РФ указанных лиц.

Вместе с тем Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ, утв. Приказом ФМС России от 29.08.2013364, установлен порядок осуществления миграционного учета данной категории иностранных граждан.

В соответствии с п. 101 Административного регламента указанные граждане подлежат постановке на учет по месту пребывания. Регистрации по месту жительства подлежат лишь иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство. В связи с этим беженцы и лица, получившие временное убежище, подлежат именно постановке на учет по месту пребывания наравне с иными иностранцами, временно пребывающими в Российской Федерации.

При этом установлено, что постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ, производится территориальным органом ФМС России в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета и Административным регламентом.

Согласно положениям п. 101.3 Административного регламента иностранные граждане, получившие временное убежище на территории РФ, подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок до одного года. Если срок предоставления временного убежища по решению территориального органа ФМС России продлен, срок постановки на учет по месту пребывания продлевается на срок до одного года.

Принимающей стороной для указанных иностранных граждан вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ).

Что касается иностранных граждан, признанных беженцами, порядок и правила постановки их на миграционный учет по месту пребывания Административным регламентом не установлены. Однако в соответствии с п. 101 Административного регламента постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами, производится территориальным органом ФМС России в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета и Административным регламентом, то есть на них в полной мере распространяются положения указанных нормативных правовых актов.

Соответственно, иностранцы, имеющие удостоверение беженца, должны быть поставлены на учет по месту пребывания. При этом принимающей стороной для указанных иностранных граждан также вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Как принять на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан

«При приеме на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан необходимо руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Договором о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года от 10 октября 2014 г., которые регулируют порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.

В частности, для осуществления трудовой деятельности в России им не нужно получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Для заключения трудового договора гражданин республик Армения, Беларусь и Казахстан должен представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

При этом граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан (и члены их семей) могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток со дня въезда в Россию. По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Такой порядок установлен пунктами 5−6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.*

Если по истечении 90 суток пребывания иностранца в России трудовой договор с ним будет расторгнут, то выезжать необязательно. Гражданам республик Армения, Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в пункте 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Следует учитывать, что в отношении сотрудников из Республики Беларусь общий порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4). Поэтому работодателю уведомлять ФМС России о приеме на работу граждан из Республики Беларусь не нужно (п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, письма ФМС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6−3/751 и от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9−25552). Соответственно, миграционную службу следует уведомить о приеме на работу и увольнении сотрудников — граждан республик Армения и Казахстан.

Сотрудники — граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. При этом под социальным страхованием следует понимать обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. А пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируется законодательством государства их постоянного проживания, а также международными договорами между Россией и соответствующим государством. Это следует из пункта 5 статьи 96 и пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации (п. 5 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

По обращению иностранца работодатель обязан безвозмездно предоставить ему:

  • информацию о порядке пребывания, условиях осуществления трудовой деятельности, а также правах и обязанностях, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;

  • справку или ее копию о работе с указанием профессии, специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.

  •  

Об этом говорится в пунктах 6−7 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.»

Читать три дня бесплатно

«Трудовые споры» — журнал о профилактике и способах разрешения трудовых конфликтов. Наш козырь — пошаговые инструкции, наглядные схемы, таблицы и образцы документов для кадровиков . В них ответы на все вопросы: от «как оформить», до «а что будет, если» и «на сколько оштрафуют за». На три дня в вашем распоряжении окажется не только свежий номер, но и архив журнала с 2008 года. С такой базой вы решите любую рабочую проблему.

Получить
Скоро в журнале «Трудовые споры»
    Узнать больше
    Ваша персональная подборка

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2017

      Журнал «Трудовые споры» –
      практика разрешения трудовых конфликтов
      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62250 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Ваше чтение!

      Это профессиональный сайт для юристов и кадровиков, которые решают трудовые конфликты. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль