Работодатель вводит дресс-код. Какие правила учесть

126
В некоторых фирмах работодатель требует от сотрудников соблюдения правил дресс-кода. Как правильно ввести дресс-код.

Работодатель собирается ввести дресс-код для своих сотрудников. В связи с этим возникают вопросы:

  • каковы правовые аспекты введения дресс-кода,
  • можно ли наложить дисциплинарное взыскание за несоблюдение правил дресс-кода.

Рассмотрим, какие существуют правила введения дресс-кода.

Дресс-код вводят по усмотрению работодателя

В нормативной правовой базе нет строгих требований к внешнему виду сотрудников всех компаний в РФ. Законодатель регулирует только отдельные аспекты. Например, ношение спецодежды для обеспечения производственной безопасность сотрудников предприятия или использование формы при исполнении своих должностных обязанностей (см, например, п. 1 ст. 29 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ). В других случаях руководство фирмы самостоятельно решает, надо ли ввести дресс-код.

Работодатель определяет правила поведения сотрудника, его дресс-код в локальных нормативных актах (ч. 1 ст. 189 ТК РФ). Задача компании – не только закрепить правила дресс-кода в локальном акте, но и ознакомить сотрудника с данным положением. Работник обязан подписать документ.

Правила дресс-кода закрепляют в локальном акте

Руководство фирмы чаще всего закрепляет требования дресс-кода в правилах внутреннего трудового распорядка, кодексе корпоративного поведения или в документе о политике компании. Реже – в трудовых договорах или должностных инструкциях сотрудников.

Ввести дресс-код нужно с учетом прав работников

Работодатель должен определить категории работников, которые будут обязаны соблюдать дресс-код. Например, дресс-код действует для официантов, продавцов, сотрудников сервисных служб, сотрудников банка, которые работают с клиентами, и так далее. В то же время работодателю не стоит устанавливать такие же требования для офисных сотрудников, которые, например, принимают звонки или составляют графики с отчетами.

Работодатель должен четко и понятно установить требования к внешнему виду (строгий деловой костюм, внутрикорпоративная одежда, иные варианты, требования к обуви).

Установленные требования не должны:

  • ухудшать положение работника по сравнению с требованиями, которые были установлены в законодательстве или в локальных актах (ПВТР, коллективный договор или иные документы);
  • создавать угрозу жизни и здоровью, безопасности сотрудника. Если суд признает дресс-код опасным для жизни и здоровья, то в этом случае правила о фирменной одежде отменят;
  • быть дискриминационными. В частности, применение дресс-кода в компании не должно зависеть от половой принадлежности работников. Например, одна английская компания ввела подобные требования, которые вызвали сильный общественный протест. В британском законодательстве присутствует норма, что компании вправе утверждать дресс-код по гендерному признаку. Лондонский офис PwC потребовал, чтобы женщины носили туфли на каблуке от 5 до 10 сантиметров. Одна из сотрудниц сочла это дискриминацией и организовала протест. Протест получил отклик в обществе, и в парламенте начали обсуждать изменение нормы.

Руководство фирмы может предусмотреть исключение из общих правил. Например, руководитель может установить свободный стиль в одежде для офисных работников в пятницу.

Работодатель должен установить порядок выдачи и сдачи униформы, если компания обеспечивает коллектив одеждой. Такая одежда является собственностью компании, работник обязан вернуть ее при увольнении. Если этого не произойдет, с работника можно взыскать компенсацию за спецодежду.

Например, гражданин устроился на работу в компанию. Руководство обеспечивало сотрудников фирмы надлежащей формой. Через некоторое время сотрудник уволился. Он должен был вернуть одежду компании или компенсировать ущерб, если уничтожил или испортил вещи (решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан № 2-597/2016 2-597/2016~М-411/2016 М-411/2016 от 8 апреля 2016 г. по делу № 2-597/2016).

Из-за дресс-кода к работнику можно применить взыскание

Если работодатель ввел дресс-код надлежащим образом, несоблюдение требований послужит основанием для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Законодатель предусматривает, что за нарушение требований внутри предприятия можно:

  • вынести замечание или выговор сотруднику;
  • уволить в связи с неоднократным неисполнением трудовых обязанностей.

За дресс-код в компании лучше не увольнять

Формально за систематическое нарушение правил дресс-кода можно уволить. Однако руководство фирмы не может расстаться с сотрудником из-за дресса-код, если сотрудник надлежащим образом выполнял свои должностные обязанности. Он обратится в суд, и его восстановят. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать проступку.

Но менее суровое взыскание за несоблюдение дресс-кода в компании можно применить. Для работника это может иметь негативные последствия. Например, в некоторых компаниях лишают премии, если работодатель установил и не снял взыскание.

Если работник на испытательном сроке нарушает правила дресс-кода, это может послужить дополнительным поводом не брать его на постоянную работу.

Читайте об этом

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2016

Журнал «Трудовые споры» –
практика разрешения трудовых конфликтов
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль