Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

988
Ответы на частые вопросы, связанные с приемом иностранных работников.

Обратите внимание!

Статус иностранца

Иностранные граждане могут находиться в России на условиях (в статусе):

В трудовых отношениях к иностранным гражданам приравниваются лица без гражданства.

Это следует из положений статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Разрешительная документация

Если иностранец находится за границей, то прежде чем планировать его дальнейшее трудоустройство, в первую очередь необходимо убедиться, что у него отсутствуют ограничения на въезд в Россию. Если ограничения отсутствуют, то непосредственно оформлению на работу иностранца будет сопутствовать еще ряд предварительных процедур (получение разрешительной документации), обязательность которых зависит от статуса иностранного лица в России, а также от условий международных договоров России (в отношении граждан договаривающихся государств). К таким процедурам относится:

  • получение разрешения на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
  • получение разрешения на работу;
  • оформление приглашения на въезд.

Подробнее о необходимости таких процедур в зависимости от статуса нанимаемого сотрудника см.:

Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы;

Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России по визе;

Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно.

В особом порядке принимаются на работу иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами.

Следует отметить, что трудоустройство в России для иностранных граждан возможно, только если они достигли возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Также обратите внимание, что для граждан республик Беларусь и Казахстан предусмотрены особые правила. Граждане этих стран при трудоустройстве на территории России имеют ряд преимуществ. Условия их нахождения и работы в России закреплены в Соглашении о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ). В частности, им вообще не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей). Подробнее об этом см. Как принять на работу иностранца, временно пребывающего в России в безвизовом порядке.

Иностранных граждан, имеющих статус постоянно и временно проживающих, принимают на работу без специальных разрешений. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан. Об этом сказано в пункте 4 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Такие же правила действуют и в отношении граждан Республики Беларусь при наличии регистрации в России. Для их трудоустройства специальных разрешений не требуется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4).

Ряд российских организаций имеет право приглашать в Россию иностранных граждан в качестве научных сотрудников или преподавателей для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных сотрудников (подп. 8 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 93.

Следует иметь в виду, что если иностранный гражданин, прибывший в Россию в безвизовом порядке, будет осуществлять трудовую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, то для получения разрешения на работу он по общему правилу должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового (п. 8.1–8.4 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Как работодателю проверить наличие у иностранца ограничения на въезд в Россию?

Если работодатель планирует пригласить на работу иностранца из-за границы, в первую очередь проверьте, нет ли у него ограничений на въезд в Россию.

Иностранному гражданину или лицу без гражданства, которое нарушило российское законодательство, может быть запрещен въезд в Россию в течение определенного периода на срок от 3 до 10 лет. Наиболее распространенными причинами ограничения въезда являются совершение в России двух и более правонарушений или превышение установленного законом срока пребывания. Также ограничения на въезд вводятся, если в отношении иностранца вынесено решение о выдворении, депортации или о реадмиссии. Об этом говорится в статьях 26 и 27Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ.

Для проверки наличия у иностранца ограничений на въезд работодатель может воспользоваться бесплатно специальным сервисом на официальном сайте ФМС России. Проверить данные можно в любое время суток и в любой день недели (в т. ч. в выходной или праздничный).

Какими документами иностранный гражданин может подтвердить владение русским языком?

Иностранный гражданин при получении разрешения на работу в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового (п. 8.1 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Документами, подтверждающими владение русским языком, являются:

  • сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку;
  • документ об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный на территории иностранного государства и признаваемый на территории России, с нотариально удостоверенным переводом на русский язык;
  • документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории Российской Федерации или бывших союзных государств.

Указанные документы не могут быть представлены в электронном виде.

Представлять документы не потребуется, если русский язык является государственным языком страны, гражданином которой является прибывший в безвизовом порядке иностранец, а также при наличии соответствующего международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, из которого прибыл сотрудник.

Об этом сказано в пункте 8.2 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Обязан ли работодатель проверять подлинность документов, которые иностранец предъявил при приеме на работу, в частности подлинность разрешения на работу?

Нет, не обязан.

Ни трудовое, ни миграционное законодательство не обязывает работодателя проверять подлинность документов, которые иностранец предъявил при приеме на работу, в том числе миграционной карты и разрешения на работу. В случае предоставления поддельных документов ответственность за их использование несет только сам иностранец, причем вплоть до уголовной (ст. 327 УК РФ).

Однако, как правило, территориальные отделения ФМС России привлекают организации к административной ответственности за привлечение к труду иностранца с нарушением требований миграционного законодательства, если обнаружат, что разрешения на работу у их сотрудников поддельные.

В то же время суды обычно встают на сторону работодателей и считают, что организацию штрафовать нельзя, если у ее работников обнаружат поддельные разрешения на работу (см., например, постановления ФАС Московского округа от 28 февраля 2012 г. № А40-70419/11-93-603, от 20 февраля 2012 г. № А40-70422/11-119-585, Десятого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2012 г. № А41-27020/12).

Вместе с тем, в судебной практике встречается и противоположная позиция. Суды соглашаются с привлечением работодателя к административной ответственности, поскольку в силу положений Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ организация при допуске иностранца к работе обязана проверять наличие такого разрешения как правового основания использования труда иностранца на территории России (см., например, решения Ленинградского областного суда от 26 июня 2012 г. № 7-320/2012, от 26 июня 2012 г. № 7-316/2012).

Таким образом, во избежание споров с проверяющими и крупных штрафов рекомендуем самостоятельно проверять подлинность разрешения на работу, которое иностранец предъявил при приеме на работу.

Как работодателю проверить действительность разрешения на работу, которое иностранец предъявил при приеме на работу?

Для проверки действительности разрешения на работу иностранца работодатель может обратиться на официальный сайт ФМС России, где работает специальный сервис Проверка действительности разрешений на работу и патентов. Воспользоваться сервисом можно в любое время суток и в любой день недели (в т. ч. выходной или праздничный).

Проверить действительность разрешения на работу можно по его номеру, серии и дате выдачи, фамилии, имени и дате рождения иностранного гражданина.

Об этом говорится в пунктах 1, 6, 7 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 11 июня 2010 г. № 138.

Кроме того, работодатель может письменно обратиться в территориальное отделение ФМС России с просьбой проверить действительность разрешения на работу, так как сотрудники ФМС России вправе оказывать консультации при личном или письменном обращении заинтересованных лиц (п. 11Регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 40).

Может ли работодатель заключить ученический договор и приступить к обучению иностранца, у которого отсутствует разрешение на работу. Иностранец не является сотрудником организации?

Да, может.

Разрешение на работу требуется для осуществления трудовой деятельности (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Трудовая деятельность в России возникает на основе трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение определенных работ или услуг. Ученический договор направлен на обучение (в т. ч. с возможностью дальнейшего трудоустройства). Вместе с тем, сам по себе такой договор не влечет возникновения трудовых отношений с организацией (гл. 32 ТК РФ).

Подтверждает это и порядок получения разрешения на работу. Так, для получения разрешения иностранец должен представить, в частности, или трудовой договор, или гражданско-правовой договор (ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Таким образом, законодательство в принципе не предусматривает возможности выдачи разрешений на основе ученических договоров. Отсюда следует вывод, что с иностранцем можно заключить ученический договор и начать обучение, при этом необходимости оформлять разрешение на работу не возникнет. Такой вывод следует из статей 20, 205 Трудового кодекса РФ и статей13, 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Еще один аргумент в пользу указанной позиции заключается в том, что законодательством предусмотрены суровые меры ответственности за привлечение иностранцев к труду без соответствующего разрешения (ст. 18.15 КоАП РФ). При этом какая-либо ответственность за привлечение иностранца к обучению без разрешения в законодательстве не предусмотрена, поскольку состава нарушения в данном случае не возникает. Это лишний раз свидетельствует о том, что для осуществления взаимоотношений в рамках ученического договора необходимость получать разрешение на работу отсутствует.

Если же после курса обучения с иностранцем будет заключен трудовой договор, то ему нужно будет оформить разрешение в общем порядке.

Ограничения на использование труда иностранцев

Иностранных граждан нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, занимать должность главного бухгалтера или другого сотрудника, который отвечает за ведение бухучета в организации, могут только временно или постоянно проживающие в России иностранцы. Временно пребывающих в России иностранцев на такие должности принимать нельзя. Также иностранцам независимо от их статуса запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.

Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих иностранных граждан, организации нужно учитывать ограничение в отношении места работы этих иностранцев. Так, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). А временно пребывающие иностранные граждане имеют право работать только в том регионе, где им было выдано разрешение на работу, и только по той профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая указана в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Однако есть случаи, при которых иностранцам разрешено работать вне региона. Так, для временно проживающего иностранца это возможно при одновременном соблюдении двух условий:

  • профессия или должность иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней если работа осуществляется в пути (или носит разъездной характер) и это прописано в трудовом договоре. И 40 календарных дней если иностранец находится в служебной командировке.

Для временно пребывающих иностранцев для работы вне региона также необходимо одновременное выполнение двух условий:

  • профессия или должность сотрудника-иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.

В отношении высококвалифицированных иностранных специалистов установлены особые условия, соблюдение которых также позволяет указанным специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Свои особенности имеет работа иностранцев, которых направляют в расположенные в России представительства, филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств – членов Всемирной торговой организации.

Так, общая численность иностранцев, которые работают в представительстве или филиале, не может превышать пяти человек, а в банковской сфере – двух человек в пределах общей численности сотрудников представительства или филиала.

Об этом сказано в статье 13.5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

В некоторых видах деятельности организация может использовать ограниченное число сотрудников-иностранцев. На 2014 год такие ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1191. Так, например, организации, торгующие в розницу фармацевтическими товарами, вообще не вправе использовать труд сотрудников-иностранцев.

Ограничение распространяется на привлечение организацией иностранцев к работе в отсутствие предусмотренной квоты, а не на осуществление иностранными гражданами трудовых обязанностей. Это значит, что при установлении факта превышения установленной доли иностранца недостаточно отстранить от работы. Его необходимо уволить по независящим от сторон обстоятельствам: превышение допустимого количества сотрудников-иностранцев (п. 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). В противном случае организацию могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.17 КоАП РФ). Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 июня 2013 г. по делу № А40-144845/12-149-1371, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2013 г. № 09АП-9699/2013-АК по делу № А40-144845/2012).

Полный перечень ограничений по видам деятельности, действующих на текущий момент, см. в таблице.

На каких иностранцев распространяются ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1191?

Требования о допустимой доле сотрудников-иностранцев распространяются на всех временно пребывающих иностранных граждан за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей. На временно и постоянно проживающих на территории России иностранцев эти ограничения не распространяются.Это следует из положений статьи 2, пункта 2 статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и разъяснения, утвержденного приказом Минтруда России от 15 января 2013 г. № 9н. Хотя указанное разъяснение не выделяет высококвалифицированных специалистов и членов их семей в качестве исключенной группы (в силу того, что разъяснение было подготовлено еще до принятия Закона от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ), в данном случае необходимо применять положения пункта 2статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ как документа, имеющего большую юридическую силу (ст. 5 ТК РФ).

Полный перечень ограничений по видам деятельности, действующих на текущий момент, см. в таблице.

Как рассчитать допустимое количество сотрудников-иностранцев. Коммерческая организация занимается несколькими видами деятельности. Один из них – розничная торговля фармацевтическими товарами?

В отдельных видах деятельности организация может использовать ограниченное число сотрудников-иностранцев. Данное правило касается иностранцев, имеющих статус временно пребывающих (за исключением высококвалифицированных иностранных специалистов). Это следует из положений статьи 2, пункта 2 статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. На 2013 год такие ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1243.В отношении розничной торговли фармацевтическими товарами доля иностранных сотрудников не может превышать 0 процентов от общей численности сотрудников организации (п. 1 постановления Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1191).

Приказом Минтруда России от 15 января 2013 г. № 9н утверждены разъяснения по применению предыдущего постановления Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1243.Из буквального толкования указанных разъяснений следует, что организации, заявившие при госрегистрации такой вид экономической деятельности, как, например, розничная торговля фармацевтическими товарами), не вправе привлекать и использовать сотрудников-иностранцев. То есть допустимая доля сотрудников-иностранцев (0%) должна рассчитываться в отношении всех сотрудников организации, одним из видов деятельности которой является розничная торговля фармацевтическими товарами, а не в отношении отдельных видов деятельности организации. Так, если организация занимается строительством и розничной торговлей фармацевтическими товарами, то она вовсе не может использовать временно пребывающих иностранных граждан – ни в торговле фармацевтическими товарами, ни в строительстве.

Указанный порядок также подтверждают положения пунктов 5 и 6 письма Минтруда России от 24 мая 2013 г. № 14-1-1061.

При этом ограничения по численности не распространяются на высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей, а также на временно и постоянно проживающих иностранных граждан (п. 2 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ,п. 2 разъяснения, утвержденного приказом Минтруда России от 15 января 2013 г. № 9н).

Нужно ли сотруднику-иностранцу получать новое разрешение на работу в случае переименования организации?

Нет, не нужно.

Закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ не содержит обязанности иностранного гражданина получать новое разрешение на работу при смене названия организации-работодателя. При переименовании организации стороны трудовых отношений остаются неизменными, расторжения ранее заключенных трудовых договоров и заключения новых не происходит.

При этом разрешение на работу не становится недействительным. Исчерпывающий перечень оснований для его аннулирования содержат пункты 9–9.2 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Несоответствие наименования работодателя в разрешении на работу фактическому в число оснований для аннулирования разрешения не входит.

Правомерность этой позиции косвенно подтверждает и пункт 13 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Согласно указанному пункту, у иностранного сотрудника отсутствует необходимость получать новое разрешение на работу даже в том случае, если он переходит на работу в другую организацию. Главное, чтобы на дату устройства к новому работодателю до окончания срока действия разрешения оставалось не менее трех месяцев. При этом сотрудник в течение семи дней должен будет обратиться в территориальное отделение ФМС России за внесением изменений в разрешение в части сведений о работодателе (п. 7.6 ст. 13.1 Закона от от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Таким образом, законодательство не требует оформлять новое разрешение на работу иностранного сотрудника в случае изменения наименования его работодателя.

Аннулирование разрешения на привлечение труда иностранцев

Если разрешение на привлечение (использование) иностранцев аннулировано или организация прекращает свою деятельность, иностранец вправе заключить новый трудовой (гражданско-правовой) договор. Такой договор оформляется на период до окончания срока действия разрешения на работу. Но это возможно лишь при условии, что до истечения указанного срока осталось не менее трех месяцев, а новый работодатель (заказчик) имеет разрешение на привлечение и использование иностранных граждан. Об этом сказано в пункте 13 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Может ли работодатель аннулировать разрешение на работу сотрудника-иностранца?

Нет, не может, но может потребовать такого аннулирования.

Аннулировать разрешение на работу иностранного сотрудника может только территориальное отделение ФМС России и лишь по основаниям, прямо указанным в законе. К таким основаниям, в частности, относится предоставление иностранцем поддельных документов, сообщение ложных сведений, нахождение за пределами территории России более шести месяцев. Об этом говорится в части 1.2 статьи 13.1, части 10 статьи 13.2, частях 9–9.2 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Вместе с тем, работодатель вправе потребовать от территориального отделения ФМС России аннулировать разрешение на работу иностранца. Это возможно в случае нарушения сотрудником условий трудового договора (невыполнение работы, отсутствие в течение нескольких дней без уважительных причин и т. п.). Такая возможность предусмотрена в части 12 статьи 32 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Оформление приема иностранных граждан на работу

После того как оформите все необходимые разрешительные документы, заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор.

Внимание!

За заключение трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными гражданами, незаконно находящимися на территории России, предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 1 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организации – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом, если нарушение установлено в отношении двух и более иностранных работников, ответственность наступает в отношении каждого.

Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, оформите трудовую книжку (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).

Можно ли заключить трудовой договор с иностранцем на двух языках. Нужно ли дополнительные соглашения к договору тоже заключать на двух языках?

Да, можно.

Государственным языком России является русский язык (ч. 1 ст. 68 Конституции РФ). Трудовые договоры заключаются именно на нем (ч. 2 ст. 1 Закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ). Вместе с тем, заключение трудового договора с иностранцем на двух языках (русском и иностранном) законодательно не запрещено и соответствует целям и задачам трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ). Более того, такой подход даже рекомендуется, чтобы сотрудник-иностранец гарантированно понимал все условия трудового договора.

Таким образом, работодатель и соискатель-иностранец вправе заключить трудовой договор на двух языках. Аналогично и заключение дополнительных соглашений с иностранцами на двух языках также следует признать правомерным (ст. 72 ТК РФ). При этом в трудовом договоре (дополнительном соглашении) укажите, что его положения на русском и иностранном языках имеют равную юридическую силу. Если впоследствии к трудовому договору, заключенному на двух языках, будут оформлены дополнительные соглашения только на русском языке, то это не будет являться нарушением, так как законодательство не обязывает заключать с иностранными гражданами трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним на двух языках.

На основании какого документа нужно оформлять трудовой договор и кадровые документы на сотрудника-иностранца

Трудовой договор и кадровые документы для сотрудника-иностранца оформите на основании паспорта (иного документа, удостоверяющего личность). При этом в удостоверяющем личность документе фамилия, имя (отчество – при наличии) чаще всего указаны не кириллицей, а латиницей или иным алфавитом. Поэтому во избежание некорректной интерпретации потребуйте у иностранца построчный перевод. Кроме того, для правильного написания имени и фамилии иностранца при заключении трудового договора и оформлении иных кадровых документов можно использовать данные из разрешения на работу, в котором имя сотрудника-иностранца указано на русском языке (приложени я3, 4 к приказу ФМС России от 25 декабря 2006 г. № 370).

В случае несовпадения имени сотрудника-иностранца, указанного в разрешении на работу и трудовом договоре, органы ФМС России могут расценить такое разночтение как привлечение иностранца к труду без соответствующего разрешения на работу и привлечь работодателя к административной ответственности (ст. 18.15 КоАП РФ).

Можно ли принять на работу сотрудника-иностранца, который имеет постоянное место работы за рубежом?

Да, можно.

Наличие у иностранного гражданина места работы за рубежом не влияет на статус сотрудника-иностранца на территории России, поскольку по общему правилу законодательство иностранного государства на территории России не применяется (ст. 4,15Конституции РФ). В этой связи наличие между сотрудником-иностранцем и его иностранным работодателем трудовых отношений не означает, что у него имеется другая работа и другой работодатель по смыслу статьи 60.1 Трудового кодекса РФ, поскольку категория «работодатель» определяется в соответствии с российским, а не зарубежным законодательством (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Следовательно, сотрудника-иностранца, который имеет постоянное место работы за рубежом, можно оформить на работу в России, в том числе на основную, а если он уже состоит в трудовых отношениях с российским работодателем – на работу по совместительству при наличии соответствующего разрешения на работу (при необходимости). Не являются исключением из этого правила и сотрудники – граждане Республики Беларусь.

Можно ли принять на работу водителем иностранного гражданина, у которого водительские права получены на территории иностранного государства?

Да, можно, с соблюдением ряда ограничений.

Сам по себе факт наличия у иностранного гражданина водительских прав, полученных на территории иностранного государства, позволяет принять его на работу водителем с соблюдением общих правил приема на работу иностранных граждан (ст. 65 ТК РФ). Вместе с тем, используя труд водителей-иностранцев, нужно помнить, что их водительские удостоверения действительны при соблюдении ряда условий.

Постоянно проживающий в России иностранец может применять на территории России иностранное водительское удостоверение в течение 60 календарных дней с даты получения им разрешения на постоянное проживание в России или с даты въезда в Россию (если разрешение на постоянное проживание было получено в дипломатическом представительстве либо консульском учреждении России в иностранном государстве). После этого для управления транспортным средством ему необходимо заменить полученные на территории иностранного государства права на российские, сдав соответствующий теоретический экзамен.

Временно пребывающие или временно проживающие иностранные граждане вправе управлять транспортным средством при наличии одного из следующих документов:

  • международного водительского удостоверения;
  • иностранного национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении;
  • иностранного национального водительского удостоверения, не соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении, при наличии его заверенного перевода на русский язык.

Такие выводы следуют из совокупности положений пунктов 47, 48 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782, пункта 44 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396.

А вот с 9 мая 2014 года принять на работу водителем иностранного гражданина независимо от его статуса можно будет только при наличии у него водительского удостоверения российского образца (ст. 2 Закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ, ст. 2 Закона от 2 ноября 2013 г. № 285-ФЗ). При нарушении данного требования организацию смогут привлечь к административной ответственности.

Можно ли принять на работу иностранца, если в его разрешении указан прежний работодатель?

Ответ на этот вопрос зависит от статуса иностранного сотрудника.

Высококвалифицированный иностранный специалист до истечения срока действия разрешения на работу может поступить на работу к другому работодателю в течение 30 рабочих дней со дня расторжения трудового договора. При этом срок действия разрешения на работу высококвалифицированного иностранца продлевают на срок рассмотрения ходатайства нового работодателя об оформлении нового разрешения на работу.

Временно пребывающий иностранный сотрудник, который въехал на территорию России без визы, после увольнения может устроиться на работу к другому работодателю в течение 15 рабочих дней после досрочного расторжения трудового договора. Далее он в течение семи рабочих дней должен обратиться в территориальное отделение ФМС России за внесением изменений в разрешение в части сведений о работодателе.

Действующее законодательство не предусматривает прием на работу временно пребывающего иностранца, который въехал на территорию России по визе, по разрешению, где указано наименование другого работодателя.

Такие выводы следуют из совокупности положений пункта 4 статьи 13, пунктов 7.5, 7.6 статьи 13.1, пункта 11 статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Как оформить прием на работу иностранца в подразделение российской организации, расположенное за рубежом?

Ответ на этот вопрос зависит от того, где оформляют трудовые отношения.

Если прием на работу и заключение трудового договора проводится на территории России, то такие отношения регулируются российским законодательством. Прием на работу сотрудника-иностранца в подразделение российской организации в таком случае следует оформить в обычном порядке. При этом иностранцу не нужно будет получать разрешение на работу, поскольку иностранный гражданин не будет выполнять работу на территории России.

Такой вывод следует из совокупности статей 11, 13, 20, 57, 68 Трудового кодекса РФ и статей 4, 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Если же сотрудник-иностранец принимается на работу в зарубежное подразделение российской организации руководителем данного подразделения или иным лицом, наделенным соответствующим правом, возникает коллизия, и вопрос об оформлении приема на работу следует решить в соответствии с действующим законодательством иностранного государства и нормами международного права. При этом возможна ситуация, когда стороны избирают подходящее национальное право для оформления трудовых отношений. Выбор сторон либо выявляется условиями договора, либо вытекает из сопутствующих обстоятельств. По общему правилу при отсутствии соглашения о выборе права и отсутствии прямого указания национального права применяется право страны, на территории которой (полностью или преимущественно) осуществляется трудовая деятельность (коллизионный принцип закона места работы – lex loci laboris). Такой вывод, в частности, подтверждают положения статей 10, 11, 13 Трудового кодекса РФ, статьи 8 Регламента Европейского парламента и Совета Европейского союза от 17 июня 2008 г. № 593/2008.

Как принять на работу гражданина Монголии?

Граждане Монголии прибывают в Россию по визе (письмо МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19).

При приеме на работу граждан Монголии со статусом временно пребывающих необходимо учесть ряд особенностей.

Так, граждане Монголии при работе в России не вправе выполнять другую работу, кроме указанной в разрешении на работу, а также переходить к другому работодателю без получения нового разрешения на работу.

Исключение в отношении смены работы установлено для случаев прекращения работодателем деятельности и сокращения численности или штата сотрудников. Для этого необходимо, чтобы до истечения срока разрешения на работу гражданина Монголии осталось не менее трех месяцев, а новый работодатель имел разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Такие правила установлены статьями 7, 9 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Монголии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 17 февраля 2012 г.

В остальном оформление приема на работу временно пребывающих граждан Монголии проводите в общем порядке.

При необходимости оформить на работу временно проживающих или постоянно проживающихв России граждан Монголии см. Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно.

Нужно ли заново оформлять трудовую книжку сотруднику-иностранцу из ближнего зарубежья или продолжать вести ту, которую он предъявил при приеме на работу?

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда и где выдана трудовая книжка сотрудникам-иностранцам.

Если трудовую книжку завели еще в СССР, то продолжайте ее заполнять. При этом не имеет значения, гражданином какого именно государства – члена бывшего СССР является иностранец. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов. Серии трудовых книжек, которые выпускались в России (СССР) в этот период, приведены в таблице.

Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и велась на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно.

Указанный порядок следует применять в том числе в отношении граждан Республик Беларусь и Казахстан, несмотря на специальное соглашение, во многом приравнивающее граждан указанных республик с российскими гражданами в части трудовых отношений. Такой вывод следует изчасти 5 статьи 11 Трудового кодекса РФ.

Аналогичные разъяснения приведены в письме Роструда от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

Нужно ли оформлять пенсионное свидетельство сотруднику-иностранцу при приеме его на работу?

Ответ на этот вопрос зависит от статуса сотрудника-иностранца.

По общему правилу иностранцы имеют такое же право на обязательное пенсионное страхование, как и российские граждане, если они:

Соответствующий порядок установлен в пункте 1 статьи 7, части 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

На выплаты таким сотрудникам нужно начислять пенсионные взносы.

Таким образом, если иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего, обеспечьте его свидетельством об обязательном пенсионном страховании независимо от условий заключенного с ним договора. Если же человек временно пребывает в России и не является высококвалифицированным специалистом, то оформите пенсионное свидетельство только в том случае, если он принят на работу по бессрочному трудовому договору или трудовому договору, заключенному на срок не менее шести месяцев. Если договор с временно пребывающим иностранцем заключен на меньший срок, то пенсионное свидетельство ему не выдавайте.

Высококвалифицированные иностранные специалисты, которые временно пребывают на территории России, не подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Следовательно, таким сотрудникам пенсионное свидетельство также не положено.

Нужно ли оформить полис обязательного медицинского страхования сотруднику-иностранцу при приеме его на работу?

Нет, не нужно.

Иностранцы, находящиеся на территории России, могут иметь статус:

Иностранные сотрудники, постоянно и временно проживающие на территории России (за исключением высококвалифицированных специалистов), являются застрахованными лицами (ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Такие граждане полисы обязательного медицинского страхования получают самостоятельно. Для получения полиса обязательного медицинского страхования иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию (при ее отсутствии – в территориальный фонд) заявление о выборе страховой медицинской организации (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Выдача полисов осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При этом иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, полис выдается без ограничения срока действия (п. 31 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Временно проживающим на территории России иностранным гражданам полис выдается на срок действия разрешения на временное проживание (п. 33 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Иностранцы, временно пребывающие в России, а также высококвалифицированные иностранные специалисты (независимо от их статуса) не подлежат обязательному медицинскому страхованию. В их отношении организация не является страхователем, а значит, и оформлять таким сотрудникам полисы обязательного медицинского страхования не нужно (ни организации, ни самим сотрудникам). Такой вывод позволяют сделать статьи 10 и 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Указанный порядок распространяется и на граждан республик Беларусь и Казахстан, являющихся участниками Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.

Нужно ли при приеме на работу иностранца требовать у него военный билет?

Нет, не нужно.

Обязанность предъявлять при приеме на работу документы воинского учета возложена на граждан, подлежащих призыву, а также военнообязанных (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Требовать документы воинского учета, в том числе военный билет, у иностранных граждан при их трудоустройстве не нужно. Это объясняется тем, что иностранцы не подлежат воинскому учету в России и не являются военнообязанными. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ и пункта 1 статьи 15 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Нужно ли вести воинский учет сотрудников-иностранцев?

Нет, не нужно.

Воинскому учету подлежат только военнообязанные граждане России (п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Иностранцы независимо от их статуса: временно или постоянно пребывающие в России либо постоянно проживающие – не могут быть призваны на военную службу в России (п. 1 ст. 15 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Соответственно, ставить их на воинский учет и вести его в отношении таких сотрудников не нужно. Требовать документы воинского учета, в том числе военный билет, при приеме на работу иностранцев также не нужно.

Можно ли при приеме на работу сотрудника-иностранца требовать представления справки об отсутствии судимости?

Нет, нельзя, за исключением случаев, когда представление такой справки предусмотрено законом.

При поступлении на отдельные виды работ (педагогическую работу, работу с детьми и ряд иных) сотрудник обязан представить работодателю справку об отсутствии судимости и уголовного преследования (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В таком случае никаких исключений в ее представлении для иностранцев трудовое и миграционное законодательство не содержит.

В иных случаях представлять такую справку сотрудник (в т. ч. иностранец) не обязан. Более того, наличие у иностранного гражданина разрешения на работу означает, что у него либо нет судимости, либо ФМС России неизвестно о наличии таковой. Согласно пункту 9 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае, если данный иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории России либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом. Таким образом, наличие у иностранного гражданина разрешения на работу уже свидетельствует о том, что у него отсутствует судимость, по крайней мере, за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Нужно ли уведомлять ФМС о смене местопребывания при переводе иностранного сотрудника из одного структурного подразделение в другое?

Ответ на этот вопрос зависит от того, меняется ли при этом адрес, по которому иностранный сотрудник подлежит учету.

Если в результате перевода в другое подразделение у сотрудника изменится адрес, по которому он подлежит учету в России (например, при переводе в обособленное структурное подразделение организации, расположенное в другом населенном пункте, вследствие чего иностранный сотрудник вынужден сменить жилище и адрес учета), то об этом необходимо уведомить территориальное отделение миграционного учета не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного сотрудника на новое местопребывание.

Если же перевод иностранного сотрудника в другое структурное подразделение не влечет изменения адреса учета (например, при переводе из подразделения, расположенного в одном районе населенного пункта, в подразделение, расположенное в другом районе того же населенного пункта, куда сотрудник может добираться из того жилища, в котором он состоит на учете), то уведомлять орган миграционного учета не следует.

При этом не имеет значения, является перевод сотрудника временным или постоянным.

Такой вывод следует из совокупности положений статей 20, 21 Закона от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ, пунктов 20–22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Нужно ли ставить сотрудника-иностранца на миграционный учет после его возвращения из командировки за границу?

Да, нужно.

При пересечении государственной границы России сотрудника-иностранца (за исключением постоянно проживающих иностранцев) снимают с миграционного учета, при этом сведения для снятия с миграционного учета органам ФМС России передают органы пограничного контроля (п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 23 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ). Исключений из этого правила (например, для случаев заграничных командировок и иных временных выездов)Закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ не содержит.

Таким образом, по возращении из заграничной командировки сотрудника-иностранца поставьте на миграционный учет заново (ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ). На это указывают и суды (см., например, постановление ФАС Московского округа от 7 мая 2009 г. № КА-А40/3693-09).

Нужно ли менять разрешение на работу, если иностранец получил новый паспорт?

Формально регламент, который регулирует порядок выдачи разрешений на работу иностранцам, получать новое разрешение при смене паспорта не требует (Административный регламент, утвержденный приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

В то же время факт замены паспорта предполагает выезд и последующий въезд иностранца с новым документом на территорию России.

При изменении реквизитов паспорта сам иностранец или принимающая сторона обязаны в течение трех рабочих дней сообщить об этом в территориальное отделение ФМС России, представив:

  • письменное заявление в произвольной форме об изменении реквизитов паспорта;
  • уведомление о прибытии;
  • копии необходимых документов.

В рассматриваемой ситуации, помимо документов, указанных выше, рекомендуется предоставить письменное заявление в произвольной форме о необходимости уточнить данные в разрешении. Ведь разрешение на работу согласно утвержденной форме содержит реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранца. Как правило, это паспорт. И существует риск, что проверяющие органы могут признать разрешение на работу с данными старого паспорта недействительным.

Данный порядок вытекает из совокупности положений части 2 статьи 9 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ и пункта 42 Правил, утвержденныхпостановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Таким образом, во избежание споров с проверяющими и крупных штрафов рекомендуем обратиться в территориальное отделение ФМС России с заявлением о внесении изменений в разрешение на работу в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранца с новым паспортом на территорию России.

Может ли работодатель использовать труд сотрудника-иностранца на период внесения изменений в разрешение на работу. В продленном разрешении на работу имя и фамилия иностранца из-за разной интерпретации при переводе отличаются от написания в первично оформленном разрешении и кадровых документах?

Да, может.

Если при продлении разрешения на работу написание имени или фамилии сотрудника-иностранца отличается от тех, что указаны в первоначально оформленном разрешении на работу и кадровых документах из-за разной интерпретации при переводе паспорта иностранца (который был представлен ФМС России при продлении разрешения на работу), то работодателю необходимо обратиться в территориальный орган ФМС России, оформивший продление, для внесения изменений. При этом организации не нужно увольнять такого сотрудника-иностранца до внесения необходимых изменений в разрешение на работу, она вправе продолжать использовать труд иностранца, поскольку принадлежность продленного разрешения на работу именно ему можно определить по удостоверяющему личность документу – паспорту, реквизиты которого указаны в разрешении. Такой вывод следует из совокупности положений пунктов 136.1–136.6 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

Во избежание подобных ситуаций рекомендуется при продлении разрешения на работу представлять в ФМС России перевод паспорта иностранного гражданина, а также весь пакет документов с написанием Ф.И.О., которые будут соответствовать первично оформленному разрешению на работу и кадровым документам.

Нужно ли расторгнуть трудовой договор с сотрудником-иностранцем. Срок разрешения на работу в России у сотрудника истек. Сотрудник обратился в ФМС России за новым разрешением?

Да, нужно.

>Трудовой договор может быть расторгнут по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Одним из таких обстоятельств является истечение срока действия (аннулирование) специального права, в данном случае – разрешения на работу в России (п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

По общему правилу иностранец может заниматься трудовой деятельностью в России только при наличии разрешения (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Следовательно, по истечении срока выданного разрешения организация должна расторгнуть с ним трудовой договор.

Отстранять иностранца от работы до оформления нового разрешения в данном случае нельзя. Основанием для отстранения от работы может быть лишь временное приостановление специального права (на срок до двух месяцев), а не истечение срока его действия (аннулирование). Это следует из положений абзаца 6 части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ. Однако временное приостановление разрешений на работу в России не предусмотрено пунктом 11 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. ФМС России может только аннулировать такие разрешения.

Совет

При приеме на работу иностранных граждан старайтесь заключать с ними срочные трудовые договоры.

При этом помните, что случаи, когда организация вправе заключить срочный трудовой договор, ограничены законодательством (ст. 59 ТК РФ). Закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, регулирующий правовое положение иностранцев в России, не содержит специальной нормы, которая позволяла бы заключать срочные трудовые договоры с иностранцами. Обосновывать заключение такого договора наличием у иностранного гражданина разрешения на работу с ограниченным сроком действия неправомерно. Таким образом, для заключения срочного трудового договора с иностранцем организации следует использовать другие подходящие основания, перечисленные, в частности, в статье 59 Трудового кодекса РФ.

При отсутствии оснований для заключения срочного трудового договора с сотрудником-иностранцем нужно заключить трудовой договор на неопределенный срок. Правомерность данной позиции подтверждает Роструд в письме от 23 октября 2013 г. № ПГ/9509-6-1.

Нужно ли расторгать и заключать новый трудовой договор, если окончание срока действия старого разрешения на работу иностранного работника пришлось на пятницу, а новое вступает в силу с понедельника? Работнику установлена пятидневная рабочая неделя.

Да, нужно.

С окончанием срока действия разрешения на работу иностранец утрачивает право на работу в России, и договор с ним подлежит расторжению по пункту 9 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ – в связи с истечением срока действия специального права. Тот факт, что некоторое время спустя у иностранного сотрудника начнет действовать новое разрешение на работу, на необходимость увольнения не влияет.

Таким образом, если у иностранного сотрудника, которому установлена пятидневная рабочая неделя, старое разрешение на работу истекает в пятницу, а новое начнет действовать с понедельника, то с ним необходимо расторгнуть трудовой договор в пятницу и заключить новый договор с датой начала работы в понедельник.

В какой день нужно расторгнуть трудовой договор и выдать все необходимые документы, если окончание срока трудового договора приходится на нерабочий день (например, воскресенье при пятидневной рабочей неделе)? Сотрудник является иностранцем, и срок договора с ним истекает в день прекращения действия его разрешения на работу.

Датой увольнения в данной ситуации будет нерабочий (выходной) день сотрудника. При этом выдайте все необходимые документы, издайте приказ об увольнении и произведите окончательный расчет не в день увольнения, а в последний день фактической работы (рабочий день перед началом выходных) сотрудника. Такой вывод следует из совокупности положений статьи 106, частей 3, 4 статьи 84.1 Трудового кодекса РФ.

Поскольку конкретный момент увольнения сотрудника определен срочным трудовым договором, применять положения части 4 статьи 14 Трудового кодекса РФ о переносе сроков в данном случае не следует.

Когда нужно уведомлять органы ФМС России и службу занятости об увольнении временно пребывающего безвизового иностранца, если сотруднику оформлен отпуск с последующим увольнением

При предоставлении отпуска с последующим увольнением днем увольнения будет последний день отпуска (ст. 127 ТК РФ). До окончания отпуска сотрудник продолжает числиться в организации. Поэтому если временно пребывающему сотруднику-иностранцу, прибывшему в Россию в безвизовом порядке, оформлен отпуск с последующим увольнением, уведомить о расторжении трудового договора органы ФМС России и службу занятости работодатель обязан в общем порядке: в течение трех рабочих дней с даты расторжения трудового договора (т. е. с даты увольнения по приказу) (п. 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147). Каких-либо исключений из этого правила на случай отпуска с последующим увольнением законодательство не содержит.

По данному вопросу существует и другая позиция, согласно которой уведомлять об увольнении сотрудника-иностранца при предоставлении отпуска с последующим увольнением следует в течение трех рабочих дней с последнего дня работы, предшествующего отпуску. Сторонники этой точки зрения проводят аналогию с выдачей документов и окончательным расчетом с сотрудником еще до начала отпуска при предоставлении отпуска с последующим увольнением (ст. 127 ТК РФ, определение Конституционного суда РФ от 25 января 2007 г. № 131-О-О). Вместе с тем, такая трактовка основана на расширительном толковании норм права и неприменима, поскольку указанные нормы и их толкование, данное Конституционным судом РФ, касаются исключительно случаев выдачи документов и проведения окончательного расчета с сотрудником, а не извещения органов миграционного учета и службы занятости. Кроме того, официальные разъяснения или судебная практика, которая бы подтверждала данный подход, отсутствует.

Как заключить гражданско-правовой договор с иностранцем?

Ответ на данный вопрос зависит от статуса иностранца.

Для заключения гражданско-правового договора с иностранцем с него нужно потребовать те же документы, что и для заключения трудового договора.

Так, при оформлении гражданско-правового договора с иностранцем, временно пребывающим в России, запросите следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • миграционную карту и визу (для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке);
  • разрешение на работу;
  • документ об образовании, квалификации или специальных знаниях, если работа по договору требует специальной подготовки.

При этом работодатель вправе привлекать и использовать иностранных сотрудников без разрешения на привлечение и использование иностранных сотрудников в случае, если иностранные граждане прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы.

При оформлении гражданско-правового договора с временно проживающим на территории России иностранным гражданином запросите у него следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • разрешение на временное проживание;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если ранее иностранец не работал в России и страхового свидетельства не имеет, организация обязана оформить на него такой документ в органах ПФР);
  • документ об образовании, квалификации или специальных знаниях, если работа по договору требует специальной подготовки.

При оформлении гражданско-правового договора с постоянно проживающим в России иностранцем запросите следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • вид на жительство;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если ранее иностранец не работал в России и страхового свидетельства не имеет, организация обязана оформить на него такой документ в органах ПФР);
  • документ об образовании, квалификации или специальных знаниях, если работа требует специальной подготовки.

Получать разрешение на работу временно и постоянно проживающим в России иностранным гражданам не нужно. Не нужно и разрешение на использование труда иностранных сотрудников организации, заключающей с ними гражданско-правовые договора.

Такой порядок следует из положений статей 10, 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, статьи 15 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

Заключение с гражданами Республики Беларусь гражданско-правовых договоров имеет ряд особенностей. Так, у этой категории иностранцев запросите:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования – для постоянно или временно проживающих в России (если ранее такой иностранец не работал в России и страхового свидетельства не имеет, организация обязана оформить на него такой документ в органах ПФР);
  • документ об образовании, квалификации или специальных знаниях, если работа требует специальной подготовки.

Гражданам Республики Беларусь получать разрешение на работу в России не нужно. Не нужно и разрешение на использование труда данной категории иностранных граждан организации, заключающей с ними гражданско-правовые договора.

Такие требования вытекают из совокупности положений статьи 10 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, статьи 15 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4, Соглашения от 19 ноября 2010 г. «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей».

После получения соответствующих документов оформите с иностранцем гражданско-правовой договор в общем порядке.

О заключении гражданско-правового договора с иностранцем необходимо уведомить территориальный орган ФМС России, а если иностранец прибыл в Россию в безвизовом порядке или является высококвалифицированным специалистом, то и службу занятости (п. 4.7 ст. 13, п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). При этом если безвизовый иностранец является гражданином республик Беларусь и Казахстан, то не нужно уведомлять ФМС России и службу занятости, но при этом возникает необходимость уведомления налоговой службы (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, письмо ФМС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552).

Ответственность за нарушение миграционного законодательства

При привлечении к трудовой деятельности сотрудника-иностранца с нарушением требований миграционного законодательства организация может быть привлечена к административной ответственности. Такие нарушения могут быть выявлены при проведении выездной или документарной проверки организации.

Проверки в сфере миграции осуществляет ФМС России при участии МВД России.

В ходе проверок возможно проведение следующих мероприятий:

  • беспрепятственный осмотр территории работодателя в целях установления факта нахождения иностранных граждан;
  • проверка соблюдения миграционного законодательства, в том числе определение законности пребывания, соблюдения порядка осуществления иностранцами трудовой деятельности, а также порядка привлечения и использования труда сотрудников-иностранцев;
  • получение на основании мотивированного письменного запроса информации и документов, относящихся к предмету проверки.

Такие правила установлены пунктами 2–7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162.

Более подробно порядок проведения контрольных мероприятий установлен Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС и МВД России от 30 апреля 2009 г. № 338/97.

С целью предупреждения нарушений миграционного законодательства для работодателей, использующих труд иностранцев, ФМС России выпустила специальную памятку. В ней рассмотрен порядок оформления на работу иностранных граждан и особое внимание уделено вопросам приема на работу высококвалифицированных специалистов.

Также в памятке указаны телефоны горячих линий ФМС России, по которым можно выяснить интересующую информацию.

Получить памятку можно в территориальных отделениях миграционной службы и налоговой инспекции. Кроме того, ознакомиться с ней можно на официальных сайтахФМС и ФНС России.

Можно ли привлечь организацию к ответственности за заключение трудового договора с иностранцем при отсутствии у него разрешения на работу? К работе сотрудник допущен не был.

Нет, нельзя.

День заключения договора и дата начала работы могут не совпадать (ст. 61 ТК РФ).

Ответственность работодателя наступает за привлечение к труду иностранца, не имеющего разрешения на работу (ст. 18.15 КоАП РФ).

Заключение трудового договора с иностранцем само по себе еще не свидетельствует о привлечении сотрудника к труду и его фактическом допуске к работе.

Более того, законодательство прямо предусматривает случаи, когда трудовой договор с иностранцем должен быть заключен еще до получения разрешения, чтобы иностранец как раз мог претендовать на получение такого разрешения (п. 46.5 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Таким образом, привлечение организации к ответственности за заключение трудового договора с иностранцем при отсутствии у него разрешения на работу, но без фактического допуска к работе неправомерно.

Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11).

Постановка на учет в налоговую инспекцию

Для исполнения требований статьи 83 Налогового кодекса РФ иностранные граждане подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях.

Постановка на учет в налоговую инспекцию сотрудника-иностранца происходит автоматически, после того как миграционная служба известит налоговую инспекцию о факте учета (регистрации) такого иностранца. Организации принимать участие в постановке иностранца на налоговый учет не нужно.

Для всех категорий иностранцев предусмотрен единый порядок. В адрес проживания иностранца (по которому он поставлен на учет (зарегистрирован)) должно прийти уведомление о постановке на учет в налоговой инспекции с присвоенным ему ИНН.

Датой постановки на учет в налоговой инспекции будет дата регистрации по местожительству (учета по месту пребывания) иностранца.

Такой порядок предусмотрен разделом II приложения к приказу Минфина России от 21 октября 2010 г. № 129н.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Когда ваша компания составляет график отпусков?

  • за 2 недели до окончания года 42.42%
  • постфактум, когда работники реально идут в отпуск 12.12%
  • когда дойдут руки 9.09%
  • графика нет, проверок не боимся 0%
  • мы молодцы — уже составили! 36.36%
результаты

Рассылка



© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2016

Журнал «Трудовые споры» –
практика разрешения трудовых конфликтов
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль