Требования к квалификации водителей

342
Требования Минтранса России к квалификации водителей едины для любых перевозчиков.

Перевозка работников компании

Некоторые компании интересует, распространяются ли требования по квалификации из приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287 на тех водителей, которые занимаются перевозкой работников в компании и доставляют товары. В ответ на этот вопрос можно сказать, что вышеозначенные требования квалификации обязательны для любых водителей, которые занимаются транспортировкой людей и грузов.

См. также

Квалификация водителя

Водитель может перевозить людей и грузы, если его квалификация отвечает требованиям из приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287 (далее — Приказ № 287). Это условие абз. 4 п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ (далее — Закон № 196- ФЗ).

Есть мнение, что выполнять эту норму, а значит, и Приказ № 287, должны только лицензированные перевозчики, в частности, автобусные парки. Остальные вправе их не учитывать. То есть Приказ № 287 не применяется к водителям, которые:

  • перемещают товар между торговыми точками работодателя;
  • доставляют работников от места сбора до офиса и т. п.

Однако Госавтодорнадзор считает, что п. 4 ст. 20 Закона № 196- ФЗ нужно выполнять, даже если работодатель задействует водителя для собственных нужд. Поэтому контролеры обязывали проводить медосмотры водителей (п. 1 ст. 20) и аттестовывать ответственных за безопасность. Последняя обязанность, как и требования к квалификации, поименована в п. 4 ст. 20, так что претензии могли быть и по этому поводу.

См. также

Когда квалификация водителя должна соответствовать требованиям

Суды поддерживали Госавтодорнадзор, если:

  • работодатель перевозил грузы и сотрудников на своем транспорте;
  • водители числились в штате компании.

См. об этом, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2012 по делу № А33-2573/2012. Из постановления:

«Учитывая осуществление обществом специального вида автобусных перевозок, на заявителя распространяется действие Положения, определяющего основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации.

В Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила), определено, что пассажир - это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

В соответствии с пунктом 1.3 Правил участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил.

То обстоятельство, что заявитель не имеет лицензии на перевозку пассажиров, не свидетельствует об отсутствии у него обязанности по соблюдению требований статей 20, 23 Закона № 196-ФЗ, пункта 2.2 Положения, при перевозке своих работников до производственных объектов».

Аналогичная позиция высказана ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.02.2014 по делу № А58-2540/2013, Центрального округа от 09.04.2013 по делу № А62-4316/2012Уральского округа от 19.06.2014 № Ф09-2429/14.

В этом случае предписание приходилось выполнять.

Когда соответствик квалификации водителя требованиям не обязательно

Работодатели оспаривали предписания, если на автомобилях ездили только руководители, а в штате не было водителей. См., например, постановление АС Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А66-8046/2014. Из постановления:

«В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество осуществляет эксплуатацию принадлежащих ему двух транспортных средств – автомобилей Peugeot Boxer, Cadillac Escalade, ввиду чего Управление было вправе провести проверку в отношении заявителя.

Суды так же установили, что основными видами экономической деятельности Общества являются деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геолого-разведочные и геодезические работы, геодезическая и картографическая деятельность, деятельность в области стандартизации и метрологии, деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки.

В пунктах 1 и 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ разграничены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Исходя из того, что Общество не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и (или) грузов, суды пришли к выводу о неправомерности требований оспариваемого предписания об устранении нарушений, которые выразились в отсутствии аттестации по безопасности дорожного движения у руководителя Общества, его заместителя и работника, не обеспечении прохождения водителем ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, нарушении порядка проведения инструктажей с водителем и требований по проведению предрейсового и послерейсового технического осмотра транспортных средств».

Сходные суждения высказаны в постановлениях арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 по делу № А03-4759/2015Дальневосточного округа от 09.02.2016 № Ф03-131/2016).

Итак, Приказ № 287 распространяется на водителей, которые занимаются перевозкой людей и грузов. Не важно, делает работник это в рамках основной или вспомогательной деятельности компании.

По материалам рубрики «Задайте вопрос коллегам», № 8, 2016 г.

Читайте на тему



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Когда ваша компания составляет график отпусков?

  • за 2 недели до окончания года 42.42%
  • постфактум, когда работники реально идут в отпуск 12.12%
  • когда дойдут руки 9.09%
  • графика нет, проверок не боимся 0%
  • мы молодцы — уже составили! 36.36%
результаты

Рассылка



© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2016

Журнал «Трудовые споры» –
практика разрешения трудовых конфликтов
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль