Как оформить условия премирования

409
В компании должен быть соответствующий локальный акт, содержащий критерии премирования.

См. также

Положение о премировании

Правила премирования следует закрепить в особом локальном акте – положении о премировании. Любые отношения между работником и работодателем состоят из прав и обязанностей. Соответственно, если у работника есть право на премию, у работодателя возникает обязанность выплатить ее ему.

Так, в одном деле работница требовала премию, которая была предусмотрена и трудовым договором, и локальными актами. Работодатель утверждал, что премию работница не заработала, так как нагрузка ее снизилась. Это происходило в банке, у которого отозвали лицензию, и работодатель считал, что работы стало объективно меньше. Но поскольку он не смог это доказать документально, суд встал на сторону работницы. Он подчеркнул, что если локальными нормативными актами работодателя предусмотрено, что заработная плата состоит из оклада (тарифной ставки) и премии, последовательно заложены конкретные показатели премирования, это говорит о том, что премия является составной частью заработной платы (апелляционное определение Самарского областного суда от 17.09.2015 по делу № 33-10269/2015).

Обратите внимание, что если вы опустите формулировку «работник имеет право на ежемесячную премию», а вместо нее будете использовать: «премия выплачивается работнику ежемесячно», то ничего от этого не изменится. Такая фраза также будет говорить о том, что работодатель взял на себя обязательства выплачивать премию регулярно.

Совсем иначе обстоит дело, если работодатель оставит за собой право выплачивать премию. То есть четко зафиксирует, что у него нет обязанности платить ее регулярно. Это поможет избежать ситуации, когда суд посчитает, что работодатель не мог регулировать размер премии.

Критерии начисления премии

Если работодатель настроен сделать систему премирования прозрачной и понятной для работников, нужно сформулировать, за что эту премию будут платить. Работодатель может ввести как сугубо оценочные критерии, так и более объективные количественные и качественные показатели.

Оценочные критерии премирования

Оценочные критерии предполагают, что решение о премии или о лишении премии принимает непосредственный руководитель работника с учетом вклада последнего в общий результат, интенсивности труда и за выполнение поручений особой сложности. При этом оценка труда работника остается на усмотрении его руководителя. Суды соглашаются с таким подходом к премированию.

Так, Московский городской суд отметил, что начисление премий как стимулирующих выплат зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника (апелляционное определение от 24.09.2015 № 33-35065/2015).

Впрочем, не исключено, что в конкретном споре суд потребует от работодателя доказать, что интенсивность труда снизилась и премия работнику не положена. Особенно если в предыдущие месяцы премию регулярно выплачивали. Поэтому объяснить, почему вы перестали платить премию, возможно, придется.

Такие ситуации часто возникали в связи с исками работнков банков, у которых отозвали лицензию. Поскольку работники не выдавали кредиты и не осуществляли большую часть финансовых операций, работодатели переставали выплачивать им премии. Почти всегда суды соглашались, что это правомерно (апелляционные определения Калининградского областного суда от 20.08.2014 по делу № 33-3656/2014Воронежского областного суда от 13.11.2014 № 33-5904/2014Московского городского суда от 12.12.2014 по делу № 33-46260 и др.). 

Ключевые показатели эффективности

Теперь о количественных и качественных показателях. Эта система гораздо объективнее. Она предполагает, что для каждого работника или должности компания разрабатывает так называемые ключевые показатели эффективности (KPI), которые потом можно трансформировать в конкретные денежные величины.

Например, компания установила, что юристу выплачивается премия при условии, что по результатам ежеквартального внутреннего аудита к нему не будет претензий от проверяющих. В этом случае ему выплачивается премия в размере 50% от оклада. При этом каждая ошибка, выявленная при аудите, уменьшает его премию на 5%. При такой системе работник четко понимает, при каких достижениях он получит премию.

Другой пример: рабочему нужно изготовить за месяц 100 деталей. За это он получит премию в размере 30% от оклада. Количество брака в работе будет означать уменьшение или лишение работника премии.

Бывает, что в локальном акте прописывают только общие принципы премирования, а сами показатели формируют для каждого работника отдельно. Обычно такой способ применяют для топ-менеджеров; для них готовят так называемые карты KPI. Это тоже допустимо. При этом учтите, что если карта KPI разработана и под роспись вручена работнику, у него возникает право требовать премию, если он выполнил все показатели. Откреститься от этого у компании не получится.

Читайте об этом

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Когда ваша компания составляет график отпусков?

  • за 2 недели до окончания года 33.33%
  • постфактум, когда работники реально идут в отпуск 16.67%
  • когда дойдут руки 11.11%
  • графика нет, проверок не боимся 0%
  • мы молодцы — уже составили! 38.89%
результаты

Рассылка



© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2016

Журнал «Трудовые споры» –
практика разрешения трудовых конфликтов
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль