Штрафы ГИТ. Может ли инспектор наказывать за каждое нарушение в отдельности

1884
Стенограмма лекции А. В. Попова

Смотрите видеолекцию

Штрафы ГИТ. Может ли инспектор наказывать за каждое нарушение в отдельности

А. В. Попов:

После того, как инспектор проводит проверку, он выдает представителю компании два документа: акт и предписание. В акте он указывает все обстоятельства, которые он изучил в ходе этой проверки, в предписании же указываются все нарушения, которые инспектор обнаружил, которые необходимо устранить в указанный в предписании срок. Если по нарушениям не истекли сроки давности, то инспектор составляет протокол об административном правонарушении. Этот же документ возбуждает дело об административном правонарушении.

Протокол проверки ГИТ

Чтобы составить протокол, инспектор должен заранее уведомить об этом представителя компании. Обычно за несколько дней до окончания проверки инспектор вручает гендиректору компании как ее законному представителю такой документ, он называется «требование о явке». В нем он указывает, что в конкретный день необходимо подойти в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении в отношении компании и гендиректора, т. е. это будет два протокола: в отношении юрлица и в отношении должностного лица. Потому что назначение наказания виновному юрлицу не освобождает от ответственности виновное должностное лицо. Соответственно, если инспектор не может вручить требование о явке лично гендиректору или представителю компании по доверенности, то он направляет его по почте, либо воспользуется иным доступным способом, например, по факсу, электронной почте и т. д. Закон не ограничивает способы, по которым инспектор может передавать эти документы. Главное, чтобы этот способ позволял идентифицировать факт получения этого документа представителем компании.

При составлении протокола обязательно должен присутствовать представитель компании. Это нужно для того, чтобы он мог ознакомиться с теми нарушениями, за которые впоследствии инспектор может назначить штраф, также представитель может передать инспектору какие-либо ходатайства, указать какие-то неточности при составлении протокола или может передать документы, подтверждающие тот факт, что компания или директор не нарушали трудовое законодательство, и поэтому штрафовать ее не нужно.

После того, как инспектор составит протокол, он сделает его копию и передаст ее представителю компании. Это также позволит представителю ознакомиться с этим документом, передать его непосредственно гендиректору. Если никто не явится на составление протокола, инспектор также направит его по почте. В такой ситуации у компании уже будет меньше времени для того, чтобы изучить этот документ.

Вместе с протоколом инспектор передает представителю компании другой документ - определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Это уже вторая стадия рассмотрения дела. При рассмотрении дела тоже стоит присутствовать, в этот момент вы можете заявить какие-либо ходатайства или передать недостающие документы, подтверждающие вашу невиновность в данном нарушении.

Постановление инспектора ГИТ

При составлении постановления инспектор назначает наказание только за те нарушения, в которых он установил вину в отношении юрлица и в отношении должностного лица. Если он вину не устанавливает, либо видит, что отсутствует состав или событие административного правонарушения, либо он установил, что все-таки истекли сроки давности за данное нарушение, то инспектор не будет назначать штраф. Он в постановлении укажет, почему за данное нарушение штраф назначить нельзя. После составления постановления копия также будет отдана представителю компании либо гендиректору, если он присутствовал при этом. Если при рассмотрении дела никто не присутствовал со стороны компании, то документы также направляются по почте.

Уклоняться от получения постановлений не стоит. Многие компании полагают, что если они не получат этот документ, он вернется в инспекцию, то и штраф им уплачивать не придется. Однако это не так. Пленум ВС РФ в постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 указал, что постановление вступает в силу через 10 суток после того, как оно возвращается в суд или к должностному лицу, которое его составило. Если истекли сроки давности, истекли сроки хранения письма с постановлением, либо представитель компании отказался его получать, либо никто за ним не пришел в установленный срок, почта направляет этот документ обратно в инспекцию, инспекция получает, проходит 10 суток, и постановление вступает в силу. Соответственно, компания просто не будет об этом знать. Потом пройдет 60 дней, которые отводятся на уплату административного штрафа, и тогда инспектор составит уже другие штрафы за неуплату основного.

Также компания и директор в таком случае потеряют возможность обжаловать постановление, потому что копии у них не будет на руках, и им просто не с чем будет пойти в суд, чтобы обжаловать в течение 10 суток с момента получения постановления.

Т. е. важный здесь момент – на всех стадиях нужно присутствовать, и если директор сам не может посещать трудовую инспекцию, то он должен выдать другому представителю компании - это может быть как штатный юрист, так и нанятый адвокат - две доверенности: от имени компании и от своего имени. В доверенностях важно прописать, что представитель наделяется полномочиями быть защитником компании и директора при производстве по делу об административном правонарушении, также стоит прописать, какие функции он уполномочен выполнять, т. е. получать копии протоколов, расписываться в них, представлять ходатайства, какие-либо документы передавать в инспекцию или получать, и проч.

Читайте на тему

Наказания по итогам проверки

Виды наказаний, которые грозят работодателю по результатам проверок.

Основных видов наказания четыре.

  1. Самое распространенное наказание – штраф. Он применяется как к компаниям, так и к должностным лицам.
  2. Дисквалификация. Она применяется только к должностным лицам.
  3. Приостановление деятельности. Применяется к компаниям и к ИП.
  4. Предупреждение. Применяется как в отношении компании, так и в отношении должностного лица.

Штраф

Штрафы – это основной вид наказания, который назначают инспекторы в отношении работодателей, они назначаются по каждой части ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ. Ст. 5.27 предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства, а ст. 5.27.1 – за нарушение законодательства об охране труда. Например, если ч.1 ст. 5.27 предусматривает ответственность за общие нарушения, допустим, за невыплату зарплаты, то другие части предусматривают уже ответственность за конкретные нарушения, допустим, ч. 3 ст. 5.27 предусматривает ответственность за уклонение от оформления трудового договора, либо за заключение гражданского договора вместо трудового. Поэтому если инспектор выявит несколько нарушений, которые подпадают под санкции разных частей ст. 5.27 или ст. 5.27.1, он составит соответствующее количество постановлений. Здесь все законно, и все суды сходятся во мнении, что инспектор вправе это делать, потому что каждая часть ст. 5.27 или ст. 5.27.1 предусматривает ответственность за конкретные нарушения.

Также инспекторы иногда наказывают работодателей по другим статьям КоАП РФ, это 5.28, 5.29 - и до 5.34. Эти статьи преимущественно предусматривают ответственность при коллективных спорах либо за невыполнение условий коллективных соглашений, коллективных договоров. Например, ст. 5.34 предусматривает увольнение работника в связи с объявлением забастовки. По этим статьям инспекторы достаточно редко назначают наказание, может, где-то 10-20 случаев за год по всем инспекциям России.

Также инспекторы назначают штрафы по одной части статьи 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ. Например, если компания не выплатила зарплату, допустим, 20 работникам, то инспектор назначает 20 штрафов за каждого работника. Такая практика не пользуется популярностью у инспекции, к счастью для работодателей, это практикуют только отдельные инспекции. Это также связано с тем, что не все суды соглашаются с позицией инспекторов. Штрафов будет столько, сколько выявлено нарушений. Некоторые суды признают такую практику незаконной, указывая, что в рамках одной части статьи 5.27 или ст. 5.27.1 инспектор вправе составить только одно постановление. Поэтому если работодатель обращается в суд и оспаривает назначение нескольких наказаний, суды объединяют все постановления инспектора в одно и назначают только один штраф, скорее всего, максимальный. Сейчас это 50 тыс. руб., минимальный – 30 тыс. руб., в любом случае, это уже не миллионный штраф за 100 нарушений. Т. е. такая позиция, конечно, выгодна для работодателя, но не все суды придерживаются этой точки зрения. В августе 2014 г. ВС РФ рассматривал ряд подобных дел, где трудовая инспекция оштрафовала руководителя муниципального учреждения за каждое нарушение, на него было наложено 5 - 6 штрафов. ВС признал такую практику правомерной, это были постановления ВС РФ № 60-АД14-11 и 12, 13, 14 (несколько постановлений, отличается только посл. цифра) от 15.08.2014. Многие нижестоящие суды последовали позиции вышестоящей инстанции и также стали признавать такую практику инспекций правомерной, они ссылались на ч.1 ст. 4.4 КоАП РФ, в которой указано, что лицо отвечает за каждое нарушение, которое оно совершило, и неважно, в рамках одной это части или нескольких частей, т. е. сколько нарушений было, столько же и будет штрафов. Такая позиция согласуется с практикой назначения штрафов за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, допустим, если у них нет патентов на работу либо у компании нет разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. В данном случае инспекторы миграционной службы назначают наказание за каждого такого работника. И суды соглашаются с этой позицией, они никогда не объединяют эти штрафы в один. Штрафы за незаконное привлечение иностранных работников существенно больше, чем штрафы за нарушение трудового законодательства, около 500 тыс. руб., если правонарушение будет совершено в Москве, за каждого работника.

Штрафы на должностных лиц компании: должностное лицо компании – гендиректор, он практически всегда отвечает за все нарушения, выявленные при проверке. Кроме директора, могут отвечать и иные работники компании, если они являются должностными лицами в данном правонарушении. Соответственно, для того, чтобы понять, является ли конкретный работник должностным лицом, нужно изучить его трудовой договор, приказы о возложении обязанностей, должностные инструкции. Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ говорит о том, что должностным является лицо, которое выполняет в компании организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Из этих документов и можно установить, выполняет ли оно такие функции, или нет. Функции эти заключаются в принятии каких-либо решений, которые имеют определенные последствия, об этом указал ВС РФ в постановлении Пленума от 16.10.2009 № 19. На примере трудовых отношений это могут быть, например, полномочия по приему и увольнению работников. Такие полномочия руководители часто перекладывают на HR-директоров, либо на начальников отделов кадров, которые уже сами полностью занимаются процедурой приема и увольнения. Также это касается и бухгалтеров, которые следят за сроками выплаты зарплаты, обычных кадровиков, которые уполномочены специальным приказом вести трудовые книжки, заполнять их, хранить и выдавать работникам. Т. е. если инспектор устанавливает нарушение в действиях конкретного должностного лица, то инспектор может оштрафовать данное лицо за нарушение.

Конечно, инспекторы далеко не всегда пользуются таким правом, обычно они прописывают все нарушения в постановлении на директора, потому что это достаточно проблематично выяснять, кто конкретно был виновен в конкретном правонарушении. Ну а если работник, например, пожаловался на незаконное увольнение, и инспектор выяснил, что процедуру увольнения нарушил HR-директор, на которого были возложены соответствующие полномочия, то к ответственности он привлечет именно это должностное лицо.

Дисквалификация

Дисквалификация назначается должностным лицам компании, которые входят в органы управления этой компании. Это генеральный директор как ее единоличный исполнительный орган и члены коллегиального исполнительного органа, если с ними заключались трудовые договоры. Обычно такие люди бывают заместителями директора. Иные лица не могут быть дисквалифицированы, т. е. HR-директору, кадровику, бухгалтеру и т. д. дисквалификация не грозит, потому что они не работают в органах управления юрлица.

Правила дисквалификации немного изменились по сравнению с теми, которые действовали до 2015 г. В декабре 2013 г. Президент России подписал закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес существенные изменения в ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ, и также в ряд других статей. Если до января 2015 г. дисквалификация применялась за повторное аналогичное нарушение за любое, то сейчас суд, который и назначает дисквалификацию, будет учитывать все обстоятельства дела и принимать решение, назначать штраф или дисквалификацию. Т. е. сейчас у судов появилась альтернатива. Это повлияло на количество дисквалифицированных лиц. Если за 2014 г., когда новые правила еще не действовали, было дисквалифицировано чуть больше 200 человек, то за 2015 г. – только 93.

Предупреждение

Предупреждение назначается как компании, так и должностному лицу. Предупреждение значит, что лицо не будет нести никаких финансовых санкций. Критериев назначения предупреждения два:

  1. нарушение должно быть совершено впервые, т. е. если это повторное нарушение, то ни о каком предупреждение речи быть не может;
  2. нарушение не должно создавать угрозы, вреда жизни и здоровью людей, например, невыплата зарплаты, либо нарушение законодательства об охране труда такую угрозу создают.

Что касается обычных нарушений, если какие-то недочеты в кадровых приказах, локальных актах и т. д., и это нарушение совершено впервые, то здесь можно говорить о предупреждении. Чтобы инспектор назначил предупреждение, лучше подать ему ходатайство и отразить в нем эти два критерия. Инспектор рассмотрит это ходатайство в рамках административного производства и уже решит, будет ли он вас штрафовать или назначит вам предупреждение.

Приостановление деятельности 

Приостановление деятельности – самый строгий вид административных наказаний, который грозит работодателю. Его применяют в отношении ИП и компаний. Приостанавливают деятельность на срок до 90 суток. Причем могут приостановить деятельность как компании в целом, так и отдельного филиала, цеха или конкретного оборудования, которое влечет угрозу здоровью и жизни людей. Правила приостановления деятельности также сейчас изменились. Если раньше суд мог приостановить деятельность по результатам проверки трудовой инспекции, причем даже за первое нарушение, то сейчас приостановить деятельность могут только за повторное аналогичное нарушение. Это привело к тому, что количество приостановлений деятельности за 2015 г. (17 случаев) значительно снизилось по сравнению с 2014 г. (853 случая приостановления).

См. также ГИТ не может штрафовать дважды за одно нарушение



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Когда ваша компания составляет график отпусков?

  • за 2 недели до окончания года 42.42%
  • постфактум, когда работники реально идут в отпуск 12.12%
  • когда дойдут руки 9.09%
  • графика нет, проверок не боимся 0%
  • мы молодцы — уже составили! 36.36%
результаты

Рассылка



© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2016

Журнал «Трудовые споры» –
практика разрешения трудовых конфликтов
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль