Путь до работы может включаться в рабочее время

2465
Европейский суд включил время, затрачиваемое трудящимся на дорогу до работы, в рабочий день.

С точки зрения ТК РФ, есть два вида времени: рабочее время (полное и неполное) и время отдыха. Причем по логике, все, что не является рабочим временем, должно считаться временем отдыха. Но при этом такое время подразумевает, что работник свободен от своих должностных обязанностей и может использовать его по своему усмотрению. В связи с этим возникает вопрос — можно ли время на дорогу до работы считать отдыхом? Ведь очевидно, что это время работник не может использовать сугубо по своему усмотрению, а должен затратить именно для того, чтобы добраться до места исполнения своих обязанностей. Казалось бы, все это лишь праздные рассуждения, не имеющие ничего общего с правовой стороной вопроса. Но совсем недавно в Евросоюзе этот вопрос разрешился в пользу работников.

Рабочее время в Евросоюзе

Прежде всего, нужно сказать, что в европейском трудовом праве как раз прямо зафиксировано, что под рабочим временем подразумевается тот период, в течение которого работник выполняет работу по указанию работодателя с учетом требований национального законодательства (директива ЕС 2003/88 от 04.11.2003). Про время отдыха сказано, что это то время, которое не относится к рабочему. На первый взгляд, все вполне просто и логично. Но исходя из этих правовых норм, опять-таки нельзя однозначно ответить на вопрос, куда отнести время на дорогу до работы.

Это привело к спору в испанском подразделении международной компании Tyco Integrated Security. Основное направление деятельности компании — установка охранного оборудования и его настройка. Компания имела множество филиалов по всей Испании, но в 2011 году решила закрыть их, оставив только головной офис в Мадриде. К нему были приписаны работники по всей стране, но по факту они работали удаленно. Получив заказ, им нужно было явиться к клиенту, установить оборудование и затем ехать по следующему вызову. Причем клиенты могли находиться на очень большом расстоянии от дома работника и даже в соседних регионах. В некоторых случаях работникам приходилось преодолевать расстояния более чем в 100 км, чтобы добраться до места работы. При этом компания считала рабочие часы с момента прибытия к первому клиенту и до ухода от последнего. Но до закрытия своих подразделений рабочее время официально начиналось с приезда в офис. Там сотрудник получал задание на день, брал служебный транспорт и ехал к клиентам. Тем самым, время на дорогу к первому заказчику ранее включалось работодателем в рабочее время. В итоге работники обратились в суд с требованием разобраться в этом вопросе. Однако чтобы вынести решение, испанский суд обратился за разъяснением указанной выше директивы Евросоюза в Европейский Суд Справедливости (аналог российского Конституционного суда).

Решение Европейского суда по поводу времени на дорогу до работы

Суд в этом вопросе поддержал работников. Он не принял во внимание довод работодателя, что время в пути нельзя отнести к рабочему. Компания настаивала, что рабочее время — это время, в течение которого работник исполняет свои обязанности. К ним относятся, в первую очередь, установка и настройка оборудования. Но суд счел, что без поездок к клиентам работники эти технические задачи выполнять не могут. А значит, отправиться в поездку — это также одна из их обязанностей, которая выполнялась по распоряжению работодателя. Кроме того, суд отметил, что до ликвидации региональных офисов именно такой порядок учета рабочего времени действовал в компании. Сейчас же фактически поменялось только место, с которого работники начинают свой рабочий день. Тем самым, по мнению суда, изменение рабочего процесса произошло по решению работодателя, а не из-за желания работников. Европейский суд постановил, что для работников, не имеющих стационарного рабочего места, время, которое необходимо затратить, чтобы добраться до места исполнения своих обязанностей, нужно включать в рабочее время.

Решение Европейского суда и российская практика

Конечно, данный судебный прецедент не повлечет глобальных изменений в правовом регулировании нашей страны. Но тем работодателям, которые заинтересованы в применении дистанционного труда, полезно обратить внимание на этот пример. Не исключено, что подобный конфликт может произойти и с российскими работниками. Знание актуальных европейских правовых тенденций позволит сориентироваться в ситуации.

Решение Европейского суда не повлияет на российскую практику

По мнению Н. Лютова, д. ю. н., заведующего кафедрой трудового права МГЮА им. О. Е. Кутафина, вышеописанное решение на российской практике не отразится.

В отличие от решений ЕСПЧ, решения Европейского Суда Справедливости не имеют отношение к российской правовой системе. Он оценивает законы государств–членов ЕС на соответствие наднациональным актам, принятым в рамках ЕС. Подход суда связан с рядом дополнительных обстоятельств. Во-первых, до закрытия региональных офисов компании-ответчика время разъездов включалось работодателем в рабочее. Во-вторых, работники расплачивались за бензин кредитными картами, которые можно было использовать исключительно для рабочих целей, что, с точки зрения суда, представляло собой один из видов контроля передвижений работников на корпоративном транспорте. Логика суда, признавшего такую разъездную работу рабочим временем, связана с тем, что машины были признаны рабочими местами работников. Этот подход напоминает недавнее громкое российское разбирательство с участием ГИТ, признававшей офисных работников, пользующихся корпоративным транспортом, выполняющими обязанности водителей.

Читайте об этом

Как Европейский суд включил дорогу на работу в рабочий день

Читайте также

Сложные случаи оформления табеля. Какие коды ставить при прогулах, переработках и неполном времени

Совмещение и совместительство. Правила оформления дополнительной работы

Декретница хочет работать неполный день. Вправе ли компания настаивать на своем графике работы



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Когда ваша компания составляет график отпусков?

  • за 2 недели до окончания года 42.86%
  • постфактум, когда работники реально идут в отпуск 10.71%
  • когда дойдут руки 10.71%
  • графика нет, проверок не боимся 0%
  • мы молодцы — уже составили! 35.71%
результаты

Рассылка



© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2016

Журнал «Трудовые споры» –
практика разрешения трудовых конфликтов
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль