Выплата повышенных северных коэффициентов

98
Некоторые НПА, принятые во времена СССР, пользуются спросом и в наши дни. Более того советскими нормативными актами, которые не отменены официально, следует пользоваться в обязательном порядке.

Документами Советского Союза предусматривается установление работнику районного коэффициента. Причем региональное законодательство предусматривает более высокие размеры выплат

Акты, которые устанавливают размер коэффициентов

За работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работнику полагается доплата в виде районного коэффициента и процентной надбавки. Их размер зависит от конкретного региона, где трудится работник; чем суровее условия, тем больше выплата. Причем у компании нет выбора платить или не платить районный коэффициент и процентную надбавку, так как они являются элементами заработной платы (абз. 8 разд. 1 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 26.02.2014; далее — Обзор от 26.02.2014).

3

— самый большой районный коэффициент, который полагается работникам в Антарктике.

Больше всего вопросов связано с определением конкретного размера районного коэффициента. Количество документов, регулирующих эту сферу, велико и главное, приняты они в разное время и на различных уровнях (муниципалитет, регион, субъект и т. д.). Сложилась ситуация, когда нормативным актом более низкого уровня установлен районный коэффициент большей величины, чем до этого определил орган государственной власти СССР или Российской Федерации. Подобное положение дел вызывает у работодателей затруднения, а работникам дает повод обратиться в ГИТ с жалобой или, что происходит чаще — в суд с иском о взыскании недополученной суммы.

Установление размера районного коэффициента и порядка его применения относится к задачам Правительства РФ (ч. 1 ст. 316 ТК РФ, ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520–1; далее — Закон № 4520–1). Пока этого не сделано, нужно применять утвержденные ранее акты, включая советских времен. Условие одно — они не должны противоречить Трудовому кодексу РФ (ч. 1 ст. 423 ТК РФ, абз. 5 разд. 1 Обзора от 26.02.2014).

Первичную информацию о размерах районных коэффициентов можно получить из информационных писем ведомств, например Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199–16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670–9, ПФ РФ от 09.06.2003 № 25–23/5995. Несмотря на то, что подобные письма не являются нормативными актами, суды учитывают информацию, указанную в них при решении трудовых споров (определения ВС Республики Коми от 26.01.2012 по делу № 33–365/2012, Санкт-Петербургского городского суда от 14.03.2012 № 33–3247/2012).

Чтобы убедиться в правильности размера коэффициента, необходимо найти нормативный акт, действующий на конкретной территории. В этом помогут многочисленные обзоры в справочно-правовых системах. Например, районный коэффициент в г. Уфе, столице Республики Башкортостан (ранее — Башкирская АССР), составляет 1,15 (постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № 403/20–155). Работникам Кемеровской области полагается другой коэффициент — 1,3 (постановление Совмина СССР и ВЦСПС 01.08.1989 № 601).

Кроме того, в субъектах нередко выпускают памятки с информацией о применении районного коэффициента к заработной плате на конкретной территории, в частности, так сделал Комитет по труду администрации Иркутской области (письмо от 06.05.2002 № 10/762). В них содержатся подробные таблицы со ссылками на нормативные акты и размеры доплат.

Районные коэффициенты предусматривают бОльшие выплаты

Но кроме централизованных нормативных актов имеется и местное нормотворчество, которое также необходимо учитывать. Например, администрация Новосибирской области постановлением от 20.11.1995 № 474 предусмотрела на всей территории повышенный коэффициент 1,25, вместо 1,2, установленного ранее п. 17 постановления Правительства РФ от 31.05.1995 № 534.

В Иркутской области глава администрация своим постановлением от 28.01.1993 № 9 также утвердил выравнивающие коэффициенты в диапазоне от 1,3 до 1,6. В итоге работники г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов могут рассчитывать на увеличение заработка на 1,6, а не 1,3, как это предусмотрено в постановлениях Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 23.09.1969 № 379/23 и от 30.06.1970 № 210/18.

Повышение районных коэффициентов на местах получило распространение в соответствии с п. 13 постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 № 76. Эта норма позволяла устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на определенной территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Сегодня указанное постановление отменено, но продолжают действовать акты, принятые на его основании, а с учетом действующего законодательства это вызывает путаницу. Старые акты распространяются на любых работодателей, независимо от источника финансирования и организационно-правовой формы. Новые — на бюджетные организации, финансируемые за счет муниципальных бюджетов или бюджетов субъекта РФ (ч. 2 ст. 316 ТК РФ). Из круга действия этой нормы выпадают коммерческие компании и организации, которые финансируются из федерального бюджета.

В результате специалисты и работодатели делают вывод, что теперь работники имеют право на централизованный районный коэффициент, предусмотренный постановлением Правительства РФ или Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС. А вот учитывать ли местные акты и платить сотрудникам выше — это зависит от финансовых возможностей работодателя.

Подобный вывод актуален для работодателя — организации, которая финансируется из федерального бюджета, так как суд, скорее всего, встанет на ее сторону. В подобных делах принимают во внимание источники финансирования: субъект РФ или федеральный уровень. Это подтверждают решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 28.04.2012 № 2–120/2012; апелляционные определения Забайкальского краевого суда от 18.09.2012 № 33-3009-2012, Иркутского областного суда от 12.12.2012 № 33-10030-12, от 22.07.2013 № 33–5930/2013, от 28.10.2013 № 33–8782/2013.

А вот коммерческим компаниям не стоит настраиваться на быструю победу. Работники, ссылаясь на местные документы, взыскивают с компаний недополученные суммы районного коэффициента исходя из повышенного размера. Кстати, один из региональных актов (постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9) был предметом рассмотрения Верховного суда РФ, который признал нормативный акт законным (определение от 19.03.2008 № 66-Г08- 1). В прошлом году в Обзоре от 26.02.2014 Верховный суд РФ подтвердил правильность решения нижестоящего суда, применившего это постановление и присудившего работнику повышенный коэффициент (1,6 вместо 1,4).

В то же время есть противоположные решения, когда с работодателей — коммерческих организаций взыскивают только суммы коэффициентов, установленных в централизованном порядке. Суды ссылаются на отмену постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 № 76 и существующие правила ст. 316 ТК РФ. По их мнению, сейчас повышенный районный коэффициент обязателен только для бюджетников субъектов Российской Федерации. Правда, количество таких решений незначительно (см. сравнительную информацию).

Если конфликт все же возник, то целесообразно изучить формулировки региональных актов. Возможно, они содержат условия, позволяющие компаниям самим выбирать подходящее время для увеличения выплат. Примером выгодного для компании документа является решение Исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов от 24.04.1991 № 130. По нему затраты по введению районного коэффициента осуществляются по мере изыскания средств. А до этого работники получают деньги по централизованным нормативам.

Итак, пока акты с более высокими районными коэффициентами не отменены, безопаснее начислять именно их. В противном случае для коммерческой компании дело может завершиться в суде и не в пользу последней.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Когда ваша компания составляет график отпусков?

  • за 2 недели до окончания года 40.63%
  • постфактум, когда работники реально идут в отпуск 12.5%
  • когда дойдут руки 9.38%
  • графика нет, проверок не боимся 0%
  • мы молодцы — уже составили! 37.5%
результаты

Рассылка



© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2016

Журнал «Трудовые споры» –
практика разрешения трудовых конфликтов
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль