Невыгодное разъяснение ведомства можно оспорить в суде

24

КС РФ обязал законодателя предусмотреть возможность оспаривания разъяснений, которые по факту носят нормативный характер.

Компания решила в суде оспорить письмо ФНС России, которое обязывало плательщиков налога на добычу полезных ископаемых пересчитывать нормативы потерь полезных ископаемых за прошедшие периоды (письмо от 21.08.2013 № АС-4-3/15165). По мнению организации, такое требование было незаконно и могло ухудшать ее положение. При этом для налоговых органов это разъяснение было обязательным в силу размещения в соответствующем разделе на сайте ФНС. Однако ни ВС РФ, ни существовавший на тот момент ВАС РФ не стали рассматривать заявление, указав, что данное письмо не является нормативным актом, а в суде признать недействительным можно только его. В итоге компания оспорила в КС РФ п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», на основании которого ей было отказано в рассмотрении жалобы. КС РФ согласился, что в данной ситуации нормы закона не позволяют организации в полной мере реализовать свое право на судебную защиту. Он указал, что если оспариваемый акт обладает свойствами, позволяющими применять его в качестве обязывающего предписания общего характера, то его облечение в форму разъяснения само по себе не может служить достаточным основанием для признания недопустимости его проверки на соответствие закону. Отказ же в судебной проверке разъяснений, обладающих нормативными свойствами, пролонгирует их действие в правоприменительной практике в качестве официального нормативного толкования определенных законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу. КС РФ обязал законодателя внести в действующее законодательство изменения, определяющие особенности рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами. Суд подчеркнул, что речь идет о таких актах органов исполнительной власти, которые устанавливают, изменяют или отменяют положения законодательства. Если разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования положений законодательства, то в судебной проверке такого акта может быть отказано.

Источник: постановление КС РФ от 31.03.2015 № 6-П



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Когда ваша компания составляет график отпусков?

  • за 2 недели до окончания года 33.33%
  • постфактум, когда работники реально идут в отпуск 16.67%
  • когда дойдут руки 11.11%
  • графика нет, проверок не боимся 0%
  • мы молодцы — уже составили! 38.89%
результаты

Рассылка



© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2016

Журнал «Трудовые споры» –
практика разрешения трудовых конфликтов
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль