«Если работник ведет себя недобросовестно, то наша позиция бывает жесткой»

175
О том, как заменить заболевшего сотрудника АЗС специалистом с другой точки и что делать, если работники опаздывают или не выходят на работу, рассказал руководитель отдела персонала компании «ТРАССА» Владимир Федосеев.

Владимир Федосеев

  • 2003 году окончил Московскую государственную академию физической культуры (МГАФК).
  • В 2008 году пришел в ООО «Компания “ТРАССА”» на позицию начальника смены АЗС сети «ТРАССА».
  • С января 2010 года назначен на позицию заведующего АЗС.
  • С октября 2012 года — начальник отдела по работе с персоналом Главного управления эксплуатации ООО «Компания “ТРАССА”». 

Структура компании

— Расскажите о структуре компании и о вашей роли в регулировании трудовых отношений.

— Группа компаний «ТРАССА», занимается не только АЗС, но и другими направлениями. В ее состав входит строительная компания, нефтебаза, транспортное предприятие, технический центр и завод по производству незамерзающей жидкости. Можно сказать, что мы занимаемся полным комплексом работ, связанных с АЗС, транспортировкой, хранением и реализацией топлива. Также у нас есть фабрика-кухня, где производятся продукты питания, реализуемые в кафе на АЗС. Если говорить о моей роли в компании, то я руковожу отделом по работе с персоналом АЗС. У нас 47 автозаправочных комплексов и 2 ресторана при АЗС, в которых работает порядка 1200 человек.

— Как у вас построена система управления персоналом?

— У нас есть Управление по кадрам, осуществляющее работу с персоналом всей группы компаний. Наш отдел — это подразделение, которое занимается непосредственно персоналом АЗС. В его функции входит подбор, а также решение вопросов, связанных с ротацией сотрудников и логистикой персонала.

Специфика деятельности

— Мне всегда было интересно, как организована доставка сотрудников на АЗС? Многие точки находятся вдали от населенных пунктов. Как вы решаете это проблему?

— Уже на этапе подбора персонала мы учитываем территориальные предпочтения кандидата. Работа, так или иначе, будет поблизости от его места жительства, поэтому в централизованной доставке необходимости нет. Не секрет, что многие люди ездят работать в Москву из дальних городов Подмосковья, например, из Серпухова, а это 100 км в одну сторону. У нас достаточно хорошие зарплаты, чтобы предоставить соискателям достойную альтернативу работе в столице. Служебный транспорт мы используем, только если работников с одной АЗС по производственным причинам нужно перебросить на более дальний объект, например, в соседний район.

1997 — в этом году была образована компания «ТРАССА».

— Какой у вас график работы на АЗС?

— У нас 12-часовой рабочий день, с 8 утра до 8 вечера. График работы — два дня через два. Конечно, из-за болезни бывают корректировки. Чтобы предусмотреть нюансы, мы делаем график смен задолго до начала месяца.

— А если срочно нужно подменить сотрудника на АЗС?

— На случай непредвиденных ситуаций у нас есть так называемые домашние дежурства. Они организованы на всех АЗС. Мы заранее составляем график дежурств на месяц, и работник, который находится дома, знает, что его могут вызвать в случае каких-то обстоятельств. Если работник, например, заболел и не может приехать на работу, мы звоним дежурному, и он приезжает на замену. Такие вопросы решаются очень оперативно и на это предусмотрен транспорт, на котором в кратчайшие сроки привозят дежурных сотрудников.

— Как обстоит дело с ночными сменами?

— Поскольку сеть АЗС «ТРАССА» работает 365 дней в году круглосуточно, то сотрудники, конечно, выходят на работу и в ночное время. По закону за ночную работу заработная плата повышается на 20%. Руководство компании в этом вопросе пошло даже дальше и установило коэффициент 1,25.

— Бывает, что сотрудник работал в дневную смену, но по производственной необходимости ему пришлось задержаться и часть работы выпала на ночные часы. Как решаете вопрос с оплатой?

— Если, допустим, у работника дневная смена и более двух часов выпали на ночную смену, то вся дневная смена оплачивается с ночным коэффициентом. Мы это делаем для того, чтобы работник понимал, что мы учитываем такие задержки и что это неудобство для него.

Важный вопрос

— Если между работниками и руководителем АЗС возник конфликт, вы можете выступить арбитром в споре?

— В этом и состоит моя работа. Мы оперативно реагируем на возникшую напряженность на АЗС. Если есть действительно сложная ситуация, то я обязательно приеду на АЗС и буду непосредственно участвовать в решении проблемы. Был однажды такой случай, когда нужно было на 2 недели переместить сотрудников с одной АЗС на другую. У нас есть такая практика, когда сотрудники с АЗС-лидеров приезжают на отстающие точки для передачи опыта. Но в этот раз заведующий не очень корректно донес информацию до подчиненных, и они посчитали, что их в добровольно-принудительном порядке отправляют на дальний объект. Работники пошли к заведующему за разъяснениями, но он, не оценив сложность конфликта, уехал в головной офис и перенес встречу с персоналом. Начальник смены тоже не пояснил ситуацию и командировка оказалась под угрозой. Когда я узнал о проблеме, то приехал на АЗС и поговорил с сотрудниками. Я объяснил, что неудобства временного перемещения будут компенсированы дополнительной оплатой и комфортным графиком. Также рассказал об организации доставки на АЗС. В итоге недовольство сотрудников было снято. Поэтому нужно всегда разговаривать с людьми, чувствовать, что их волнует, и развеивать их опасения.

1200 — столько сотрудников работает на автозаправочных станциях компании.

— Расскажите подробней, как у вас решается вопрос с заменой сотрудников, если персонала одной АЗС не хватает. Можно ли с ближайшей АЗС вызвать замену?

— Да, такая практика у нас имеется. Мы можем перемещать сотрудников в рамках одного муниципального района. Если, допустим, две АЗС находятся в Ногинском районе, то мы можем официально переместить сотрудника на другой объект. Нужно сказать, что в приказном порядке делать этого не приходилось: всегда удается заручиться согласием работника, что является для нас приоритетом. АЗС — это не фабрика, где шьются рубашки, и нет контакта с клиентами. Мы работаем с людьми, и если сотрудника «пригнали» на АЗС под давлением, ему будет не до клиентов. Мы позиционируем себя как сеть АЗС премиум-класса, поэтому нам очень важно, чтобы у работника было хорошее настроение.

HR-работа

2600 — столько сотрудников работает в группе компаний «ТРАССА».

— Какому участку работы с персоналом вы уделяете повышенное внимание?

— Мы придаем большое значение обучению персонала. На рынке труда нет готовых сотрудников для специфики сети АЗС, поэтому часто мы берем людей даже без опыта работы, чтобы обучить под наши требования и реалии.

— Работники каких профессий наиболее важны для вас?

— Нам важны все профессии, которые найдут применение в ГК «ТРАССА». Но одной из самых востребованных является специальность начальника смены. Этой специальности нигде не обучают, поэтому у нас был создан свой тренинг-центр, где будущих сотрудников учат специфике работы на АЗС.

— Начальник смены — это самый главный человек на АЗС?

— Самый главный — это заведующий. Но у нас один заведующий управляет обычно двумя-тремя объектами, поэтому на самой АЗС начальник смены действительно основное звено. Он обеспечивает работу всей АЗС и непосредственно руководит персоналом вверенной ему смены. Для нас это очень ценный специалист. Мы никогда не возьмем на должность заведующего человека, который не имел опыта работы начальником смены. Это только внутренняя вакансия, которую предлагаем исключительно сотрудникам, хорошо зарекомендовавшим себя.

Группа компаний «ТРАССА»

  • ГК «ТРАССА» работает на топливном рынке с 1997 года.
  • Автозаправочные станции «ТРАССА» расположены в 17 районах Московской области.
  • На АЗС сети «ТРАССА» производится отпуск всех марок топлива, включая брендовое топливо «ПРЕМИУМ-СПОРТ» (95).
  • Кроме розничной продажи топлива ГК «ТРАССА» занимается хранением, перевозкой топлива, а также проектированием и строительством новых АЗС.
  • В состав ГК «ТРАССА» входит современная нефтебаза в г. Электроугли, завод по производству стеклоомывающей незамерзающей жидкости, фабрика-кухня и два ресторана при АЗС.

— Сколько длится обучение на начальника смены?

— Около 4 недель. За это время мы стараемся дать необходимый для работы объем знаний. Хочу подчеркнуть, что обучение на этом не заканчивается. В процессе работы сотрудники проходят различные курсы, проводится аттестация, мы постоянно повышаем уровень их знаний. Для нас приоритетом являются продажи и управление коллективом. В частности, есть такой интересный тренинг, как «Управление женским коллективом». Это очень важно, ведь на АЗС работает много сотрудников прекрасного пола, а к ним нужен особый подход.

— А как обстоит дело с пожарной безопасностью? В этой области дополнительное обучение проводите?

— Безусловно, чтобы обеспечить безопасность клиентов и сотрудников мы постоянно проводим различные инструктажи и проверки. Каждый начальник смены знает правила техники безопасности, как таблицу умножения. Знает, где находятся противопожарные средства, как ими пользоваться, кому звонить и куда выводить людей в случае экстренной ситуации.

— Многие компании сейчас испытывают трудности с поиском сотрудников рабочих специальностей. Вы с такой проблемой сталкиваетесь?

— Определенная напряженность на рынке труда есть, поэтому формировать кадровый резерв мы никогда не перестаем. Со спецификой АЗС мы работаем давно и знаем, как искать нужных сотрудников. В целом, особых трудностей нет. Сейчас запущен новый проект — рестораны при АЗС. Уже открыто два ресторана и еще два строятся. Тут есть свои особенности, мы ищем варианты, как эффективнее обеспечить наши рестораны квалифицированным персоналом.

— Нашли уже какое-то решение?

— Мы идем проверенным методом, предлагаем сотрудникам АЗС в качестве повышения перейти на работу в рестораны. Начальники смен становятся администраторами ресторанов, операторы-кассиры работают на кассе или барменами. На работу в ресторан приглашаем опытных людей, а на их места на АЗС берем сотрудников из кадрового резерва.

Личный вопрос

— Чем любите заниматься в свободное от работы время?

— Кто-то любит рыбалку или походы, у меня другая страсть — спорт. В нашей компании есть корпоративный футбольный клуб, где иногда играю за нашу команду. Выходные стараюсь проводить с семьей. У меня маленькая дочка, и хочется посвещать ей как можно больше времени.

47 — столько АЗС входит в сеть компании «ТРАССА».

— А как обстоит дело с поварами?

— Поваров в штате АЗС у нас, естественно, нет, поэтому таких сотрудников мы ищем на стороне. Штат пока небольшой, но мы работаем в этом направлении — Какого вообще подхода вы придерживаетесь в работе с персоналом? — Наверное, я не буду оригинальным, если скажу, что мы стремимся выстроить отношения с персоналом по честным и понятным правилам. Большую роль играет тренинг-центр. Когда формируется новая группа студентов, в первый день с ней встречается генеральный директор группы компаний. Он рассказывает об истории компании, ее ценностях и задачах. Не думаю, что во многих компаниях топ-менеджмент так просто общается с работниками. Ежемесячно совет директоров проводит встречи с коллективами АЗС, на которых рассказывает о том, каких результатов мы достигли, и что еще предстоит сделать. В рамках таких встреч любой сотрудник АЗС может задать вопрос. Причем есть интересная деталь: на определенном этапе собрания руководство АЗС уходит, а совет директоров остается с линейным персоналом. И сотрудники могут рассказать о тех проблемах, о которых, возможно, боятся говорить в присутствии начальника.

— То есть можно пожаловаться на начальника смены?

— Можно, к тому же на каждой АЗС есть номер абонентского ящика генерального директора, с помощью которого работник может направить ему свое пожелание, просьбу либо жалобу. Письмо обязательно будет прочитано.

Трудовая дисциплина

— Учитывая специфику работы АЗС, думаю, вы уделяете серьезное внимание соблюдению трудового распорядка. Как решаются проблемы с прогулами?

— Возможно, я вас удивлю, но в вопросах дисциплинарной ответственности мы руководствуемся презумпцией невиновности работника. Если не можем дозвониться до человека, который не вышел в смену, то не делаем выводов, пока не узнаем причину отсутствия. Ситуации бывают разные. Яркий пример: сотрудница шла на работу, когда на нее напал грабитель, вырвал сумку и скрылся. Она дошла до работы и рассказала об этом. Грабитель, не предполагая, что его жертва работает на АЗС, пришел на станцию что-то купить в магазине. Его задержали наши сотрудники и передали полиции. У другой сотрудницы по дороге на работу начался острый приступ аппендицита, и она смогла позвонить только родным. Поэтому мы всегда стараемся узнать причину неявки сотрудника.

Личный вопрос

— Какая у Вас заветная мечта?

— Я давно мечтаю побывать в Канаде, на хоккейном Матче всех звезд НХЛ. Канада считается родиной хоккея, а это мой любимый вид спорта, ведь я бывший спортсмен. Занимался профессионально хоккеем и даже успел получить кандидата в мастера спорта. Но, честно признаться, давно не стоял на коньках. Вот супруга просит на учить ее кататься на коньках, хороший повод опять встать на лед.

— А если вы выяснили, что уважительных причин отсутствовать у работника не было?

— Самое простое — это неоплата данного часа. Дальше выясняется, предупредил он о своем отсутствии или нет. И многое зависит от того, единичный это случай или система. Людей, которые относятся к работе спустя рукава, мы стараемся отсеять на первичном этапе подбора. Поэтому, как правило, причина для опаздания или отсутствия есть. Мы общаемся с сотрудником, просим объяснить, что произошло. Делаем скидку, что АЗС не всегда находятся в городской черте. Но если опоздания постоянные, то мы берем объяснительные, и если человек не исправляется, то мы с ним расстаемся.

— Вы, кстати, сторонник жестких мер? Считаете, что недобросовестных сотрудников нужно увольнять?

— У меня нет такой идеи фикс: если человек не подошел, то пусть уходит. Специального намерения испортить трудовую книжку записью об увольнении «по статье» у нас нет.

— Бытует мнение, что излишняя мягкость работодателя может расхолодить работников…

— Я бы не сказал, что мы слишком мягкие. Если сотрудник ведет себя недобросовестно, то наша позиция бывает жесткой. Мы стараемся понять и подойти индивидуально к каждой ситуации, кроме появления в нетрезвом виде и воровства. Если же говорить об увольнениях в целом, то мы знаем причину каждого ухода, несмотря на то, что линейного персонала больше тысячи человек.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Когда ваша компания составляет график отпусков?

  • за 2 недели до окончания года 33.33%
  • постфактум, когда работники реально идут в отпуск 16.67%
  • когда дойдут руки 11.11%
  • графика нет, проверок не боимся 0%
  • мы молодцы — уже составили! 38.89%
результаты

Рассылка



© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2008–2016

Журнал «Трудовые споры» –
практика разрешения трудовых конфликтов
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль